KVLT ov JOY

KVLT ov JOY: Дорога крайностей ведет в храм радости

Эзотерическое подполье 80х и трансмутации техно. Обскурная электроника, нойз, ЕВМ и живые проекты — акты насилия над гитарными струнами. Все это — серийные вечеринки JOY — укол адреналина в сердце клубной Москвы.

JOY изменили все, когда открыли портал в индустриальный ренессанс, захвативший европейские клубы. Оказалось, ритмик нойз и эксперименты в клубе — это не страшно, а ЕВМ, индастриал и техно вместе, интересней чем одно только техно. JOY подарил новый опыт, встреч с неизвестным — достаточно взглянуть на лайнапы, соединившие нойз и сырое техно. На фоне коммерческих клубных форматов, JOY — как трип на темную сторону Луны.

ПЕРВЫЕ РИТУАЛЫ

Все началось в клубе Дич — это была пятница, 13-е ноября, 2015 года. В то время Дич была главной локацией Китай-Города — уютный подвальчик с белыми сводами, приглушенным светом на входе и пивом в пластиковых стаканах.

Кого там только не было. От одетого в черное гетто-комьюнити Preshes, до ирокезных панков на грайндкоре. Пеструю толпу разбавляла творческая богемой. Иногда приезжала полиция — поискать бомбу, по следам анонимного звонка. Дич была чистым экспериментом — она стала храмом для первых ритуалов JOY.

Лени Рифеншталь и Тимоти Лири — триумф Радости

Тогда про JOY написала Афиша: «В лаконичном анонсе — ничего, кроме цитаты Сальвадора Дали («В любви я наделяю особой ценностью все, что называют извращением и грехом»). Монохромный арт: кисти рук, стянутые ремнем. В списке участников: представители Incompetence, Waveform и Discipline. Колд-вейв, EBM и грязное техно на вечеринке, на которую кто-то заранее навесил хлесткий теглайн «Скотобойня для взрослых».

Первый Храм Радости провели на двух танцполах — «Rubber» и «Black». Посетителей просили соблюдать черный дресс-код, а встречу в социальных сетях наполняли фетиш фотографии, бдсм-маски, кожа, фрустрация, панк, и прокалывающие плоть булавки. Все сильно напоминало 80е — нью-йоркскую готику и берлинское арт-подполье одновременно.

На первых ритуалах играли друзья: Сергей Волошин и Timur Omar из Discipline, Eau des Eaux из Waveform, Inga Mauer, Hipushit, Okkultative — в то время Preshes, и даже EYE QUE из питерского Subspace.

А первые европейские проекты появились на третьем ритуале храма, в февралей 2016 года. Итальянский продюсер Gaja и его тяжелый, адреналиновый эйсид с индустриальными пульсациями, легко влились в концепцию JOY. А уже в марте — новая высота. Из Германии приехал Ancient Methods, а в локальном списке были замечены культовый индустриальщик Zex Model и новые всадники апокалипсиса — дуэт Manunkind.

Клуб PRAVDA всю ночь сотрясали разрушительные ритмы в «мрачной атмосфере механических звуковых волн». А вот как отозвался о о вечеринке fb: «испытал языческие переживания» и «спасибо за такую шикарную пати» — эти посты набрали больше всех лайков.

Все ждут продолжение но JOY взял паузу на несколько месяцев. Летом он вернется — в новой локации и с множеством новых идей.

ХЕЛЛАСИК

Sariim — создатель и идейный вдохновитель JOY. Под именем Алексей Хелласик он был известен задолго до первого ритуала Храма Радости.

Харизматичный блондин рычит в микрофон на видео, под рев дисторшированных гитар. В зале — адреналиновый мош перерастает в сайкл-пит. Люди несутся по кругу под агрессивный вокал — в 2014 году так выглядит обычный концерт Transilvanian. Они играют кроссовер трэш и панк-хардкор. Вместе с Gorilla Troops — абсолютный культ хардкор сцены начала 2010х.

TRANSILVANIAN: «мы должны быть единым целым»

Вокалист зовут Алексей Хелласик. Он — создатель лейбла Incarnate Records и небольшого дистро Mongo Sale, в котором «есть все для прокачки твоего скилла». Через несколько лет, под именем Sariim он перевернет клубную игру. В лонгсливе любимых Obituary, вдохновленный индастриалом 80х, Coil, и Current 93 он превратит техно-вечеринку в эзотерическим ритуал.

Sariim в красном

ЧТО БЫЛО ДО JOY?

В апреле 2015 года в Москве прошла благотворительная вечеринка Lemon Aid. Промо обещало «шестнадцати часовой трип диссонансов шумового панка и темный гул техно». При этом: «Все что вы увидите и ощутите, очень сильно взаимосвязано. Разные но такие схожие по своей энергетике и искренности культуры вместе на танцполе — несомненно интересный опыт».

Lemon Aid сталкивал полюса — живая музыка — днем, и техно — ночью. На афише гитары Transilvanian, шумовая психоделика Фанни Каплан и андеграундный панк-хардкор соседствуют с техно-проектами: Поймой, Сашей Ли (Obgon/Interchain), Наташей Abelle (ARMA), Rozet (Discipline) и Okkultative (Preshes).

В Lemon Aid кристаллизовалось все то, что станет отличительным знаком JOY. Темная электроника. Техно от лучших московских проектов, экспериментальная музыка и хардкорный панк. Сходства добавляет и то, что многие участники Lemon Aid в будущем были приглашены на ритуалы Храма.

Вечеринки: Мрачную эстетику многие использовали и до JOY. В клубе Strangel в середине 00х стали проводить вечеринки «ТанцФронт» в стиле «muscle and hate». Но самый близкий предшественник JOY — это Discipline. Прекрасно подобранный ЕВМ из личных коллекций Саши Rozet, Тимура Омара и Футуриста, черный дресс-код и фетиш-видео. Они сумели влюбить в ЕВМ аудиторию Армы.

Имя Sariim (или Sarin, как оно звучало в самом начале) появилось в лайнах немного позже. Пока же Хелласик принимал участие в Lemon Aid, как вокалист Transilvanian, а его лейбл Incarnate Records занимался организацией события.

А спустя полмесяца примерно тот же состав праздновал мистическую ночь Белтейн — кельтский праздник начала лета, выпадающий на 1 мая. Вечеринку назвали «Мистерии и Практики» — «в заполненном дымом и танцующими людьми тесном пространстве. От классики рейвов 90ых до примитивизма индустриального техно». Музыкальную политику определяли сеты уже хорошо знакомыхе Саши Rozet, Оbgon, Кubrakov и Оkkultative. Это первое событие с участием Sariim, которое нам удалось найти — его имя закрывает лайн-ап.

«Без преувеличений, когда я впервые оказался на вечеринке Армы меня с ног на голову перевернуло, я влюбился окончательно и бесповоротно» — Sariim

Sariim: сет + интервью

Внезапно, в середине 2010-х панк-хардкор и техно в Москве связало юнайти, которое сейчас невозможно представить. Например, в июле 2016 года проходит спонтанная вечеринка Rawrave. Среди участников — Наташа Аbelle из Армы, Obgon, Hipushit, Оkkultative и Sariim. Лайн-ап формируется «буквально в считанные часы», а сама вечеринка — завершает хардкор-фестиваль RAW. На этой почве и проросли темные цветы JOY.

РАБИЧКА

“Сделали новое место силами коллективов «Минимум» и JOY. Называется «Рабица». Место настолько живописное, что мы тут уже практически поселились. Так что и клубом уже не назовешь, скорее — коммуна, которая, надеемся, скоро заживет своей собственной жизнью. А пока что, в качестве или вместо официального открытия устраиваем первый рейв в «Рабице» в эту пятницу” — вечеринка Test на открытие Рабицы.

На открытии позвали Koehler — музыканта с пластинками для Berceuse Heroique. По словам Миксмага: «обстановка накалилась настолько сильно, что с потолка на главном танцполе капала вода».

Тизер: Рабица 3 года

Рабице исполнился всего месяц, но в ней уже прошли Body и JOY. Пятый ритуал возглавил Violet Poison с сырым, обскурным ЕВМ. а Moralez — куратор питерской Мозаики, представил свой электро-проект King Human Being. Из новых открытий — Andreevka и его шумовые литургии.

“Пространство клуба поделено на несколько зон. Миновав так называемую гостиную с коврами и креслами, гость попадает в галерею — это чилл-зона: здесь можно отдыхать на диванах, общаться или играть в кикер. Слева — большой зал, главная танцевальная площадка. В глубине расположен так называемый кабинет — это второй зал, который меньше по размеру, и, в отличие от большого, в нём совсем нет натурального освещения. Этот зал обычно отводят под более экспериментальную и тёмную музыку. Также музыку играют прямо во дворе, который становится главным танцевальным пространством днём” — так описал локацию Village.

Шаг за шагом, Рабица превращается в главную клубную локацию Москвы. Она магнитом притягивает тусовщиков и жуналистов. «Складывается четкое ощущение, что мир с его привычными понятиями о материальном абсолютно чужд самой «Рабице». Это место создавалось без малейшей задней мысли о наживе или, если говорить совсем грубо, бизнесе» — это уже Миксмаг.

Короткометражка Никиты Воронина — неспящая Москва, включая Рабицу

Все, кто оказывался в этих стенах, мечтали вернуться. «В Рабичке была душа» — эту фразу, произносили разные люди — она, как ничто другое, демонстрирует отношение к DIY-локации.

Рабица разделила ночную жизнь на «до и после», но в отличии от питерских Кислот, ее с первых дней окружала атмосфера искренней любви. «Место, где каждый как дома, и все вместе — семья», где все крутилось вокруг музыки, творчества и личной свободы. Свалившийся на головы хайп не был целью, скорее отражением глубинных процессов, меняющих ночную жизнь столицы.

“Задача была именно в этом, чтобы никто не мог нам говорить: „Парень, играй побыстрее“. Как раз все, кто играл слишком медленно или слишком сложно, они все здесь, и никто им не мешает. Это по-прежнему абсолютно некоммерческая история. Это всё само себя окупает, как-то поддерживает сцену, потому что мест-то таких мало, есть вот НИИ, есть мы” — объяснял Сергей Голиков, сооснователь Рабицы, участник дуэта Poima.

Открытие Рабицы — выбито в бронзе

Рабица стала домом для JOY, куда приезжали Umwelt, Broken English Club и шведские экспериментальшики — Boar Alarm и Alvar. В ней проходит шоукейс Mannequin с участием Alessandro Andriani и Jasss. Прямо на глазах создавалась большая история, в которой JOY открывали портал из глубинный андеграунда на танцпол. На ритуалах Храма — те, кто был в самом начале и множество новых имена. Это похоже на утопию, но только — реальность.

Десятый JOY — особенный. На нем впервые появилась вечерняя программа, которую открывал ритуал тибетской магии Алексея Тегина и его проекта Phurpa. Затем — The Body из Орегона с экспериментами на пересечении дум-метала, индастриала и нойза. А ночью — сумеречная электроника. Uniform, резиденты, и два дебюта — нижегородец Syncronized и Яна Вудсток из Киева.

93 — эта цифра регулярно всплывает в постах Храма Радости, и стоит в конце адресной строки аккаунтов Храма в соцсетях (templeofjoy93). Это приветствие мага Алистера Кроули, в котором зашифрованы главные истины Телемы: «Делай, что желаешь и это Закон» и «Любовь есть Закон, любовь подчиненная Воле».

В 2018 году гости JOY — The Body и Uniform записали альбом-коллаборация для нью-йоркского лейбла Sacred Bones Records. Возможно, идея сотрудничества родилась в Рабице — атмосфера клуба генерировала творческую энергию.

АПОКАЛИПСИС

В Рабице прошли еще две вечеринки JOY. Первая, с участием Schwefelgelb и электро-панков High-Functioning Flesh. А вторая — с брутальным Celldog, Wreck and Reference и December. Казалось, эта мрачная сказка будет длиться вечно. Но нет.

Утром 6 августа Рабица в последний раз встретила гостей. А около 8 часов утра в клуб ворвались люди. Не предъявляя документов, они представились полицейскими. Со звериной жестокостью они задерживали посетителей, и ломали декорации. Тех кому не повезло — избивали ногами. Об этих событиях пишет Lenta:

«По рассказам очевидцев, незваные гости стали кричать, что они из полиции, многих посетителей уложили на пол, кого-то пытались скручивать. Попутно людей избивали ногами, затем потребовали покинуть помещение. Как оказалось, разыскивали работников заведения. Растерянные свидетели отмечали необоснованную суровость полицейских — сопротивления никто не оказывал, и зачем начали ломать мебель и декорации — загадка» — Lenta о налете на Рабицу

Несколько человек, включая администрацию, увозят в полицию. У Ивана Радзиевского — сооснователя проекта, по заявлению полиции нашли пакетик с неизвестным порошком. Официально причины спецоперации не раскрывались, но вокруг ходило много слухов. Причины называли разные. Основные — заказ конкурентов и отказ Рабицы сотрудничать с наркополицией.

Манекены — один из символов JOY, трансформировались в парящие фигуры-кононы

21 августа Рабица сообщила о закрытии пространства: «Несмотря на всю нашу любовь, которой наполнена Рабица, мы вынуждены закрыть клуб, решение продиктовано элементарным соображением безопасности, которую мы не можем гарантировать нашим гостям на мероприятиях по этому адресу».

СЕГОДНЯ.СЕЙЧАС

Молчание JOY тянулось с августа по ноябрь. Мир замер — неужели больше не будет Радости? Но Храм вернулся, и на свой день рождения фениксом восстал из пепла. Ритуал возрождения совершался две ночи подряд — сразу на двух площадках. Самую ожидаемую вечеринку осени, на которой Храм Радости закрывал клубный год, принимали клубы Агломерат и Плутон.

«Дай бог, чтобы тот, в чьей груди вспыхнет бушующее пламя зла, – не заблудился в погибельной трясине мрачных, сочащихся ядом звуков»

Все это — уже прошлое. А теперь — настоящее.

JOY провели пять ритуалов в Агломерате и Плутоне. В Храм снова заглянул Uniform и впервые в России — Tomohiko Sagae. JOY продолжает движение, несмотря на все трудности. На пути крайностей, к храму великой Радости, он демонстрирует все новые грани электронной культуры. Вечеринки, неожиданные гости и серия подкастов — их уже более 50 выпусков.

В конце октября JOY впервые отправляется в тур. Вечеринка пройдет в Москве и заглянет в питерский Клуб, в компании колумбийского мастера фрустраций Retrograde Youth и Nick Klein — адепта северо-американского мутантного техно.

Двери Храма Радости вновь открыты для всех, но доступны не каждому.

93