KONNICHIWA! разбираем японский хаус

дпвлк отправляется в страну анимэ, Годзиллы и якудза, отвечая на вопрос — что же такое japanese house music? Дзен, нью-йоркский гараж, ва-кэй-сэй-дзяку, дип, эксперименты, онигири, поп-идолы или все сразу?

Кто был первый?

Ko Kimura — первый хаус-диджей Японии

Считается, первым хаус-диджеем в Японии был Ko Kimura. В 18 лет она начал свою карьеру в одном из клубов Нагои — крупного города на острове Хонсю. А всего через переехал в Токио, где стал регулярно посещать тусовки в одном из первых японских клубов Shibaura GOLD.

Популярность молодого диджея, быстро росла. В середине 90х он уже играл в других странах, а в конце десятилетия даже выступал на главном танцполе Ministry of Sound.

Увлекаться музыкой Ko Kimura начал в школе, где активно занимался радио — ставил любимые треки из фильмов и группы новой волны, такие как Duran Duran. Примерно в 1982 году Кимура узнал о существовании хип-хопа, и заинтересовался диджеингом. У него уже была внушительная коллекция пластинок — Kraftwerk, New Order, Depeche Mode, к тому же Кимура активно использовал скретчи, которые отрабатывал дома по 14 часов в день.

Как многие диджеи первой волны, Кимура редко выпускал релизы или записывал миксы. Но именно в его сетах по средам в клубе Толос, многие японцы впервые услышали хаус-музыку.

Кимура в 17 лет скретчил по 14 часов в день

А в 1995-м Кимура и сам занялся написанием треков — его пластинка вышла на влиятельном в то время Bedrock Records Джона Дигвида. Спустя пару лет он открыл собственный лейбл FUTIC, где издавал японские хаус-проекты.

К тому же Кимура первым в Японии выпустил микс на компакт-диске — небольшая революция, которая показала — можно заниматься не только продакшнем, но и создавать истории из тщательно отобранных треков.

ko kimura PUNA mix CD — первый микс на CD в Японии

DJ Nori из Саппоро привез хаус из Нью-Йорка

Нори начал карьеру в 1979 году в Саппоро, а в середине 80х переехал в Нью-Йорк. Там он познакомился с Ларри Леваном — легендарным диджеем Paradise Garage, который помогал ему с выступлениями, включая резиденцию в Paradise Garage. Нори оказался в эпицентре клубного движения и знал всех его ключевых персонажей — Дэвида Манкузо — основателя клуба LOFT, и первых диджеев — Франсуа Кеворкяна и Little Louie Vega.

Крестный отец японского хауса

В 1989 году Нори вернулся в Японию, прихватив с собой целый чемодан нью-йоркского фреша. Увидев бурную реакцию танцпола, он сделал ставку на хаус с красивым грувом, который замечательно работал на танцполах Нью Йорках.

DJ Nori: «Когда я впервые оказался в Paradise Garage в 1985 году, я ощутил его совершенно уникальную атмосферу. К концу 80х опыт выступлений с Ларри Леваном зарядил меня энергией, которая помогла продолжать заниматься хаус-музыкой в Японии, а в 90е движение резко ускорилось. Я знаю — сейчас многие люди оценивают меня, в первую очередь как человека, который принес хаус на японскую сцену».

В нулевые DJ Nori стал выпускать собственные треки — коллажи из грува, джаза, дипа и музыки 80х, которые выходили на лейбле Flower Records. Он и в наши дни активно занимается музыкой — выпускает релизы и выступает в лучших клубах Японии, Европы и США. Обо всем этом он рассказывает у себя в инсте.

Dj Nori — 80’s Drugs

— за кадром — журналисты, промоутеры и продавцы винила

В том что хаус пустил глубокие корни в Японии, заслуга не только диджеев. В тени знаменитых музыкантов — множество других людей, которые помогали молодой сцене встать на ноги. Многие из них так или иначе уже были связаны с музыкой — работали в клубах, и музыкальных магазинах. О происходящем на западе они узнавали из музыкальных журналов, таких как NME, The Face и iD. А когда подвернулась возможность побывать в Нью-Йорке, они с радостью ею воспользовались.

Кадзуо Вашими — один из таких секретных агентов хауса, который в середине 80х побывал в Paradise Garage. В Нью Йорк его позвал DJ Nori, а после возвращения Васими активно занялся продвижением новой музыки. Он писал статьи и обзоры релизов, брал интервью у хаус-музыкантов и занимался организацией вечеринок в Токио. К тому же он обеспечивал диджеев пластинками, работая закупщиком винила для токийских магазинов винила. Без таких людей как Вашими японский хаус вряд ли смог бы взлететь так высоко, как он это сделал.

Фотография клуба Paradise Garage, которую Вашими привез из Нью-Йорка

— Satoshi Tomiie — японец, который оставил след в Чикаго

Сатоши Томи — один из диджеев первой волны, который услышал хаус-музыку на вечеринках Ко Кимуры в клубе Толос. Большую часть жизни он провел в Америке, но его карьера началась в конце 80х в Японии, когда большинство японцев еще ничего не знали о хаусе.

В начале 80х Томи собрал свою первую группу, в которой играл на клавишах. Когда хаус пересек океан, он познакомился с Ко Кимурой, и благодаря его советам, занялся продюсированием. Томи всю жизнь занимался музыкой, изучал джаз и академическое фортепьяно, но его никто не учил писать треки, он «просто наблюдал, экспериментировал и сам пробовал продюсировать».

В конце 80х, на вечеринке японской косметической компании Томи встретил Фрэнки Наклза — самого известного диджея чикагского хауса. Стоило Томи завершить свой сет, как Наклз позвал его на борт нью-йоркского крю Def Mix Productions — кроме него самого Наклза, в нем состоял Дэвид Моралес — другой герой раннего хауса.

Def Mix Productions — Сатоши Томи, Фрэнки Наклз и Дэвид Моралез

Встреча привела к серьезным последствиям в жизни Сатоши Томи. Он переехал в Америку, где в 1989 году выпустил свой самый известный трек «Tears» — классику раннего чикагского хауса. Пластинка с надписью «Frankie Knuckles presents Satoshi Tomiie» вышла на лейбле Trax, который отпечатал большую часть чикагских нетленок.

«Tears» — эталон мелодичного Чикаго, с мягкими грувами и чувственным вокалом Роберта Оуэнса — его называют «голосом чикагского хауса». Пластинка взорвала сцену. Отныне «Tears» — «одна из главных записей чикагского хауса». С нее начался новый этап карьеры Роберта Оуэнса, а имя японского продюсера узнал весь мир.

В девяностые Сатоши Томи ремикшировал поп-хиты, а в 1999 году повторил успех с синглом «Love In Traffic» — в начале нулевых такая холодная сексуальность звучала стилем. Это был прогрессивный хаус в стиле клуба Renaissance. Но все же именно «Tears» — главный хайлайт Томи, который в этом треке связал Японию, Чикаго и рождение хаус-музыки.

Frankie Knuckles Presents Satoshi Tomiie — Tears (Classic Vocal) (1989)

Японскую традиционную музыку, как и значительную часть японской культуру можно описать понятием ва-кэй-сэй-дзяку (和敬静寂) содержащим четыре принципа: «гармония», «уважение», «чистота», «тишина» она же — «простота». Они отлично подходят для описания японского хауса.

Какой трек японского хауса самый известный?

Это не один трек, а настоящая битва «Tears» Сатоши Томи Vs «Sun Shower» Нами Шимады. Если с первым все ясно — это один из лучших треков Чикаго, то второй — сложный коллаб поп-идола, ghost-продюсера и легенды Paradise Garage.

Nami Shimada — Sun Shower (Original Version) (1991)

Nami Shimada — поп-идол, которая снималась в дорамах и рекламе Sapporo Ichiban ramen и косметики Clearasil. Нами записала несколько альбомов. Ее песни звучали на японском телевидении, но она не стала большой звездой. В 90е Нами завершила карьеру певицы — ее хайлайтом стал наивный прото-дип-хаус «Sunshower», про солнечные деньки, танцы, пляжи и любовь. А его ремикс стал одним из самых известных треков японского хауса.

В 1991 году на большом лейбле Columbia Japan неожиданно вышла EP «Sunshower Remixes». На конверте — имена Ларри Леванта и Марка Каминса. Оба — диджеи и легенды клубного Нью-Йорка. Каминса называли «человеком открывшим Мадонну». Левант — лицо нью-йоркского Paradise Garage и суперзнаменитость в Японии. Когда в 1992 году он поехал в тур по стране самураев, его сеты собирали полные клубы. Участие Леванта и струящиеся, теплые как летнее солнце, гармонии разогрели интерес к треку на Востоке и Западе. Только вот, никто не знал — кто же на самом деле сделал ремикс?

Японская музыка как и вся культура этой страны связана с понятием югэн. Оно означает невидимую, скрытую, внутреннюю красоту вещей и явлений — присутствие элегантности, спокойствия и глубины.

Так кто его придумал?

Soichi Terada, тогда почти неизвестный японский продюсер,создал ламповый грув ремикса «Sunshower», но его имени на обложке не было.

Soichi Terada — Do It Again (1992)

Soichi Terada встретил девяностые в статусе нонейма с парой селф-релизов в бэкграунде. Попытки делать хип-хоп закончились ничем, но он был знаком с Нами Шимадой. Это он предложил ей сделать из «Sunshower» японский аналог гаражного хауса. Нами согласилась — карьера певицы не складывалась, — ей было нечего терять. И в 1989 году Терада выпустил промо-сингл под именем Nami Shimada, и с собственной версией «Sunshower».

Трек попал в руки Ларри Леванта. Диджею, который сделал имя в эпоху пост-диско, понравились вокал на японском и мягкие, плавные синтезаторы. Они отлично вписывались в его стиль. Левант пробил выпуск трека на влиятельном лейбле Columbia, только вот его настоящий автор — Соичи Терада, должен был оставаться в тени ghost-продакшна. Правда, всего через год «Sunshower» выйшел на собственном лейбле Терады «Far East Recording», и в этот раз — под его именем.

Soichi Terada — всегда улыбайся

Лейбл «Far East Recording» долгое время оставался в андеграунде. В основном на нем выходили пластинки самого Терады. В конце 90х продюсер переключился на музыку для игр — он записал саундтрек игры Ape Escape, а затем — шести ее продолжений.

В 2015-м сборник «Sounds From The Far East» собранный целиком из треков Терады, вернул продюсеру культовый статус, и привлек внимание к музыке его лейбла. Сейчас Терада выступает по всему миру — он признанный инноватор японского хауса.

А что было интересного в девяностые?

— конечно, рейвы! В Японии, как во всем мире случилась музыкальная революция. Главной музыкой момента стали хаус, транс и техно. Но в стране восходящего солнца эта музыка звучала иначе.

Ecstasy Boys — трио из ранних 90х, как многие проекты того периода, исчезло в песках времени. Они играли эзотерический дип-хаус с дзенскими гармониями и названиями треков вроде «Tibetan Ecstasy Moon». Их единственный альбом «Moon Dance» — хаус и медитация в одном виниле.

Ecstasy Boys — Seven steps to heaven (1992)

Susumu Yokota — электронный композитор, который работал в самых разных жанрах. Он писал транс, пост-рок, эмбиент, хаус и прозрачный даунтемпо. Его последний альбом «Dreamer» — трип в глубокий этно-хаус и эмбиент.

Впрочем, раньше Йокота играл совсем другую музыку. На своем первом лонгплее 1993 года «The Frankfurt-Tokyo Connection» был франкфуртский транс в саду камней. Йокота сохранил грубую энергию Свена Фэтта и добавив в нее созерцательности. А уже в следующем «Acid Mt.Fuji = 赤富士» он замедлился до экспериментальной техно-экзотики.

Йокота рано ушел из жизни, последнюю часть которой он посвятил уже совсем не клубной музыке. Тем не менее, его работы 90х — важная часть истории клубной сцены Японии.

Yokota — Source Of Soul (1993)

И конечно — Ken Ishii — известный персонаж техно-андеграунда. В девяностые он занимался изучал неизведанные области техно, электро и Illbient-саунда. В 1993-м Кен Иши сколлажировал джаз, техно и хаус на альбоме «Garden On The Palm», где были журчащие перкуссии, живые бэйслайны и многослойные ритмы.

Ken Ishii — Garden On The Palm (1993)

Это правда, что в Японии любят дип?

правда. Этот сабжанр хауса очень популярен в Японии. Возможно, потому что напоминает об эстетической концепции Ваби — «невидимой красоте простых форм, неброских, приглушенных оттенков».

Например, Kuniyuki Takahashi у которого много разных имен для разных музыкальных стилей, под алиасом Kuniyuki выпускает невероятно глубокий хаус. Еще он играет техно, эйсид, даб, драм-н-бейс и даунтемпо, но его основная заслуга в том, что Kuniyuki сделал японскую электронную музыку чем-то большим, чем просто диджеинг. Звукорежиссер по профессии, он записал десятки релизов, и серьезно увлекается лайвами, в которых выходит далеко за границы клубной музыки.

Kuniyuki Takahashi (live) at New Morning

— Hiroshi Watanabe родился в семье композитора и джазовой пианистки. Он начинал в конце 90х, когда под именами Nite System и Quadra играл транс, хард-хаус и техно.

А в нулевые его глянцевый дип с приторно-меланхоличными гармониями отлично вписался в эстетику франкфуртского Kompakt. Ватанабэ — единственный японец в каталоге лейбла, для которого он продюсирует треки как Kaito

Hiroshi Watanabe — Your Smile, Tears

— So Inagawa из Токио создал себе репутацию множеством гипнотизирующих релизов вышедших на его собственном лейбле Cabaret Recordings. Глубокий, минималистичный хаус напоминает природные звуки — шум ветра в кронах деревьев или шелест морских волн. Еще Инагава пишет музыку для кино.

So Inagawa — Logo Queen (2013)

— Iori Wakas — молодой токийский диджей, который играет в клубах с 17 лет. Он описывает свою музыку так: «жесткая сердцевина, опутанная сетью из тонкого, органического звука». Но все же, его главная фишка — фрагменты человеческого голоса, встроенные в гипнотические треки.

Iori Wakasa — Place In Your Black (2013)

А есть экспериментальные проекты?

— конечно! Их много и все они разные.

DJ Sodeyama работает на пересечении хауса и техно. У его музыки глубокие корни в дип-хаусе и минималистичном техно, но в работах для лейбла ТРИП Нины Кравиц он позволяет себе более экспериментальные вещи.

DJ Sodeyama — Miles Pt 2

Yokushe — глава токийского лейбла AcidWorx, за последние пару лет выпустил около десяти релизов. Все они — первоклассный jacking acid house. А погрузившись в винтажную кислоту, Yokushe даже завел канал в ютуб, где проводит тестирует разные аналоговые инструменты.

Yokushe — Nine O Time (Original Mix) (2018)

Anchorsong — проект художника и эскпериментального музыканта Масааки Йошиды. Во время лайвов он создает сложные закольцовки в реальном времени, а на альбоме «Ceremonial» он смешал афро-музыку с фанком. По его словам — в это время он находился под влиянием музыки 70х. Anchorsong нечасто заглядывает на территорию хауса, но если это вдруг происходит — получается быстрый и резкий трайбл.

Anchorsong — Mother (Official Video) (2015)

Moko Shibata экей Powder долгое время жила двойной жизнью. Днем она — младший менеджер корпоративного опенспейса, на 43 этаже токийского небоскреба. А после работы, Моко торопится домой, чтобы записывать музыку в комнатной мини-студии.

Тропики, дип или мягкое техно — все ее треки пастельных оттенков, и с неожиданными звуками. В одном из интервью Моко рассказала, как во время обеденного перерыва выходит во двор, достает домашние онигири, и слушает музыку, которую пишет по ночам.

Powder — Afrorgan (2016)

Keita Sano вырос в провинциальной Окаяме, и видимо поэтому больше напоимнает проекты бруклинского L.I.E.S., чем традиционный японский дип-хаус. Сано занимается гулкими, сырыми и грубыми звуками, а идеи черпает из джангла, раннего Чикаго, и африканской музыки. Затем — добавляет слои шумов и дроунов. Это настоящий японский лоу-фай.

Keita Sano — ROW 001 (Full Album)

Проект Galcid начинался как трио, но сейчас в нем всего одна участница. Ее зовут Лена (Lena), она играет импровизационную электронику на модульных синтезаторах.

В ее музыке только три правила: нет подготовки; нет компьютера; нет пресетов. Когда Galcid оказывается на территории хауса, это звучит как билет на детройтскую подземку.

Galcid Boiler Room x TDME Tokyo Live Performance