БОЛЬШЕ ЧЕМ СБОРНИК: МОСОБЛЭЛЕКТРО — «Propusknoy Rezhim»

Лейбл МОСОБЛЭЛЕКТРО выпустил сборник — более 30 проектов из Москвы и других городов. В нем зарекомендовавшие себя продюсеры и будущие фрешмены креативно и сочно рисуют контуры новой волны. Электро всех сортов, мощный бас, футворк, сэмпл «Буду погибать…» , полный фешн, призраки и прекрасная дичь!

«Propusknoy Rezhim» вышел через полгода после первого сборника — все это время МОСОБЛЭЛЕКТРО копили манну на сольных пластинках. Продолжение соответствует всем канонам успешного сиквела. В нем больше треков и разных стилей, а география вышла за пределы столиц. Импринт распрощался с имиджем закрытого мужского клуба, каким он был на первом релизе. А главное, «Propusknoy Rezhim» о том, как звучит и что волнует новое поколение клубных продюсеров.

Лейбл МОСОБЛЭЛЕКТРО появился с небольшим сборником ломаных треков, который в ноябре прошлого года разлетелся по тематическим пабликам VK. Название «Doska Pocheta» и обложка с продюсерами в образе инженеров и офисных работников деконструировали прекариатный лайфстайл. А именно — неустойчивое положение и нестабильный доход даже самых успешных музыкантов нового поколения. Их корпоративный стиль выдает мечту о профессиональной музыкальной карьере, недостижимую для большинства музыкантов. К тому же, рубашки с галстуками более чем прозрачно отсылают к дресскоду Mechatok и Xiao Quan — одних из самых креативных персонажей современной клубной электроники.

Название новой пластинки указывает на альтернативное пространство, куда вход — по пропускам. Они горой свалены на обложке релиза. Сам же сборник больше похож на сообщество, которое по словам теоретика Жана-Люка Нанси, сопротивляется любому властному обезличиванию, включая вкусы массовой аудитории и каноны музыкального стиля. Проекты на сборнике невозможно описать одним общим хештегом. Даже «электро» в название — не догма, а элемент большой мозаики. Взаимодействие индивидуальностей генерирует поток, в котором — музыка и лайфстайл, общие цели, идеи и средства. Аудитория тоже участвует — без нее МОСОБЭЛЕКТРО невозможно представить. Люди пишут в комментах: «хоть кто-то сражается с этим стремным снобизмом , заразившим всех заслуженных перед отечеством диджеев«.

Ничего удивительного. Комьюнити — родная экосистема танцевальной электроники, где коллективное действие важнее персонального имени, для магии нужен танцпол, а сборники (как минимум) не уступают в популярности обычным релизам. Немаловажно и то, что они привлекают внимание к социальным проблемам. Тоже самое с треком. В клубной электронике он живет двойной жизнью. Это законченный музыкальный продукт и одновременно — элемент микса, который играет новыми красками в общем контексте. Если так посмотреть, «Propusknoy Rezhim» — это репрезентация молодой, креативной сцены, действующей за пределами миллениальского техно-мейнстрима.

При желании, вы найдете на этой пластинке сложность и глубину, призраков и тревогу, эмо, иронию и пылающий молотов. Можно даже собрать свой личный best off, и свести его в микс — получается круто.

Самый популярный трек релиза — «High fashion», принадлежит R1R1R1R1R1R1R1R1R feat. MoiRuki. Рэп — лучший вариант самопрезентации, но это не главное. Этот тюн не о вещах, скорее он про стиль жизни, вопреки всему. И о том, что сам этот сборник — капсульная коллекция, адресованная тем кто в теме (например, посетителям московского RNDM или питерского Кружка), изначально не рассчитанная на массовый вкус. Когда из России ушли не только хай, но и большинство стрит, концептуальных и кэжуал марок, остался фэшн.

Dobriydrug

На сборнике звучит джук. Виртуозная чикагская ногокрутка — «стены пульсирующего шума, которыми мог бы гордиться [авангардный композитор] Джон Кейдж» взорвалась в нулевые как саундтрек танцевальных баттлов. Абстрактный и безумно ускоренный вариант гетто-хауса, поначалу расходился в виде кассетных миксов. На пике волна обогнула весь мир — от США до Японии и Польши, по дороге накрыв Россию. Как это часто бывает, джук ушел в тень, вернулся и снова набрал обороты. Его эталонно играет watara, в мутантной версии — Play Boy Joe, и с головокружительным афро вайбом — VMRK feat. VDXA. Стоит отметить коллаб N95 и Dobriydrug (одного из крестных отцов российского футворка) — он добавляет сборнику неподдельного блеска.

Не хочется злоупотреблять словом «дизайнерский» — его часто используют не к месту, но некоторые проекты делают именно такой звук. Например, коллаж у GNAAR начинается красивым импрессионистским вступлением, а дальше что-то непрерывно движется, бьется, ломает вокал, пружинит и скрипит джерси клабом. В том же направлении — интересно сконструированный, запутанный тюн DistortionALL. А вот у kerloed ударные похожи на бластбиты, плюс — гитара, панк и спокен ворд. Неужели так можно было?

GNAAR

МОСОБЛЭЛЕКТРО устроил вечеринку мечты — «то чему всегда мы рады». Кажется, мы пробираемся сквозь танцующий людей, захваченных мощными басами и брейками KILLAOHM. У его тюна приятный олдскульный флер, а внутри — рэп и звуки, как из сломанной музыкальной шкатулки. Где-то впереди диджей: «Он мой друг, люблю, когда мой слух его мишень».

Однако, не все так безоблачно. Самые позитивные треки, например «DialPup», с сердечками на лонгсливе, обыгравший замедленный и несовершенный dial-up коннект в отношениях, не заслоняют территорию темных эмоций. Внутри огромного сборника — дырка черного бейгла. Она втягивает все яркие краски, и не дает забыть о реальности — таков эмоциональный фон времени.

Тревога с большой буквы у dj dontstaap feat. Lazerchoke накрывает зловещим облаком. Этот тюн не рекомендован лицам склонным к клаустрофобии и паническим атакам. В целом же, его сирены и внутреннее напряжение — история из ленты Твиттера. Ее автор рассказал, как после новостей об очередной волне то ли арестов, то ли обысков, на него обрушился кризис. Каждую ночь ему снился кошмар. Шесть утра, полумрак, в его дверь ломятся. Он сам парализован — лежит в постели, неспособный сопротивляться или бежать. Эту метафизическую тревогу — Angst, на грани со сновидением, музыка передает безупречно.

Контрасты — сильная сторона МОСОБЛЭЛЕКТРО. Уличные граффити (Inherently Viced), электро-нуар (DJ BITCHPLEASE) и отлетевшая даркуха в стиле Hocico (slowkick) на одной пластинке — почему нет? Где-то поблизости — холодное и строгое, как готический собор, электро Alxs.f с текстом на русском. И это не баг, а фича. Вероятно, продюсер вдохновлялся «Обществом спектакля» Ги Дебора — исследованием культуры в форме художественного манифеста, о том как люди из участников превратились в пассивных зрителей собственной жизни. Огонь пожирает «спектакль Вавилона» и «системный целлюлит» (метафора «неживого» у Ги Дебора) — за всем этим наблюдает Alxs.f. Сплав потрясающей музыки и безжалостного социального (само)-анализа производит ошеломительный эффект. «Molotov» — второй по прослушиваниям на сборнике, что говорит о многом.

Alxs.f

N95 транслирует цайтгайст иначе. Его трек называется «BPM» — сокращение от «буду погибать молодым». Закольцованный сэмпл из песни Мистера Малого 1994 года, превратил клубный тюн в хонтологическую временную петлю, а игра с названием, в которой олдскульный нарратив описывает состояние «здесь и сейчас», усиливают ощущение остановки времени. По словам музыкального критика Марка Фишера: «В музыку просачиваются сюжеты и события прошлого — время разрушается и наступает стазис».

Пост(мета)модернисткий винтаж — основной музыкальный продукт нашего времени. МОСОБЛЭЛЕКТРО не исключение. SPRNTR со вкусом строит трек вокруг классического вокального сэмпла. «Встречайте, это диджей Магнит» — стилизация под джингл из CD-миксов нулевых возвращается в треке краснодарского продюсера. Масштабное, космическое эйсид-электро Kwasir вызывает ретро-футуристическое ощущение невесомости. А в треке zpectrum преувеличенно жизнерадостная песня отзывается холодом. Голос растягивается, дематериализуется и звучит издалека, напоминая радио, которое само собой включается в хорроре, обозначая присутствие призраков.

Ностальгией пропитано звучание Data Drain и Ugly Nick. У первого — бесплотная гитара парит над техногенным ландшафтом, у второго — джангл с прозрачными клавишными. Их акварельное, тонкое звучание окружившее быстрые, шершавые брейки передает состояние «slowtime» — медитативной отстраненности среди бурного потока событий. Оно близко к японскому моно-но аварэ — светлой печали, возникающей при осознанном созерцании хода времени и непостоянства вещей, людей и самого мира. Художник Мотои Ямамото создает инсталляции-узоры из соли, которая в Японии используется в похоронном обряде и связана с морем — источником жизни. Идея лежащая в основе его работ: Объект исчезает (Ямамото потерял сестру) — воспоминания остаются. Эфирными звуками из треков Ugly Nick и Data Drain они сопровождают нас повсюду.

Призраком может стать проект — как это случилось с Produsserka. Выбор феминитива для никнейма, придает политическую окраску — изменение суффикса превращает слово в инструмент борьбы за гендерное равенство и видимость. Однако, участница диджей-трио Bad Russian Bitchez, на своих ресурсах (раз и два) определяет себя как «деятель», «музыкант», «диджей» и «продюсер» Produsserka. Любой, кто ожидает феминистской оптики, будет обманут. Ее никнейм — это фантом, связь с чем-то отсутствующим. Зато он раскрывает механизмы культурного производства позднего капитализма — очевидная потребность в феминизме и политическом представительстве удовлетворяется симуляцией, за которой — «female touch» сквозь призму male gaze.

DJ Sickfuck

А вот у DJ Sickfuck название проекта выбито на фалангах пальцев. Fuck — память о первом сете в Нью-Йорке. В тот же день появилось тату, срезавшее все шансы сделать офисную карьеру — именно этого хотела его обладательница. Позже добавился Sick — «что еще более усугубило общественное осуждение».

«Мне кажется, эта акция была связана с моим желанием разбить какой-то свой образ хорошей девочки, которая пытается всем угодить и который я так долго пыталась поддерживать. В конце концов я устала от этой игры и неправильного распределения своей внутренней энергии и поняла, что я достаточно жесткая по натуре, приняла это и решила использовать как свою силу» — объясняет DJ Sickfuck.

В пять лет она переехала в Америку. Повзрослев, объехала всю страну, как в классическом роад-муви, это был поиск своего призвания. Sickfuck изучала звук: рок и грандж в Сиэтле, кантри в Техасе, модуляры в Сан-Франциско и лоу-фай в Лос-Анджелесе. Затем осела в Нью-Йорке, где занялась электроникой. Выпускалась на лейблах: включая культовых Clan Destine и у Textasy на Darknet. А после вернулась в Россию. Среди причин она называет беременность и потребность в творческой реализации, что по мнению музыкантки возможно только если «вернутся на свою почву».

В Америке DJ Sickfuck серьезно прониклась черной культурой. «Люди, которые ее творили, прожили огромный опыт страдания и ненависти, смогли в себе это побороть и выйти на новый уровень, не воспроизводя существующую культуру, а создавая что-то абсолютно аутентичное, индивидуальное и вечное». О том как этот опыт помог найти себя, о России, Америке, биполярке и отношениях с музыкой можно прочесть в ее интервью.

«Dirt» — трек DJ Sickfuck один из самых неуютных на сборнике. Сумрачный хип-хоп, в дождливой атмосфере которого, перекатывается массивный бас и шипят рассерженные демоны мщения. Вязкая клаустрофобия придает всем этим звукам больше силы. Возможно, причина в экспериментах с нойзом и полевыми записями под именем Leeza Shumova, или в том, что музыка авторки трека рождается из внутренних конфликтов и сильных, обычно дискомфортных, переживаний — «Dirt» создает ощущение мучительного внутреннего диалога. Рэп обращается напрямую к внутренним демонам.

Огромный сборник не распадался на отдельные треки, и способен удержать непохожие друг на друга проекты в поле гравитации лейбла. О чем это говорит?

Вероятно, магический клей этого сборника — некая vita activa, подавить которую неспособны травмирующая реальность, окружающий формализм, изолированность, повсеместное кумовство и отсутствие поддержки. Музыкантам явно есть что сказать, и они понимают, как это сделать с максимальным эффектом. МОСОБЛЭЛЕКТРО выглядит перспективной платформой для самых смелых творческих идей.

МОСОБЛЭЛЕКТРО в VK, soundcloud и bandcamp

DistortionALL