Танцхудожники призывают команду SILA SVETA X MUTABOR пересмотреть политику оплаты. Открытое письмо

В письме опубликованном на сайте Colta.ru художники призвали справедливо оплачивать их труд, и не допускать эксплуатации перформеров. Поводом для обращения стали условия выплат на мероприятии OPEN — CALL — перформансе, который пройдет с 14 на 15 августа в клубе Mutabor, и организован командой SILA SVETA X MUTABOR.

Танцхудожники за справедливую оплату труда. Открытое письмо

Мы призываем фестиваль Outline, агентство Sila Sveta, Stereotactic и режиссера Максима Диденко пересмотреть политику оплаты работы перформеров.

Мы, сообщество танцхудожников, профессиональных перформеров и кураторов современного танца и театра, обеспокоены опенколом, опубликованным агентством Sila Sveta, Stereotactic и фестивалем Outline, который пройдет в «Мутаборе». В опенколе, приглашающем перформеров работать в перформансе Максима Диденко [1] и хореографа Ильи Оши, не предлагается никакой оплаты (ни за показ — работу всю ночь на высоте под потолком, ни за 25 часов репетиций) [2]. Авторы сообщения ссылаются на то, что проект некоммерческий, однако из анонса события можно узнать, что билет на фестиваль стоит от 1500 рублей и что у фестиваля есть коммерческие партнеры.

Работа перформеров, как и любой труд, должна быть оплачена. Мы призываем начинающих и профессиональных перформеров не соглашаться на подобные условия труда. Мы призываем практикующих художников, режиссеров и хореографов не допускать эксплуатации в своих проектах.

Обесценивание труда перформеров создает образ перформанса как чего-то незначительного и доступного, что искажает всю ситуацию его производства в глазах потенциальных заказчиков и в конечном счете негативно влияет на все поле независимых исполнительских искусств, то есть на всех нас и вас вместе.

  • Такие предложения поддерживают заблуждение, что труд перформера не предполагает никаких специальных навыков и его может выполнять кто угодно. Это не так — работа перформера требует навыков из самых разных дисциплин: от присутствия на сцене и подачи материала до взаимодействия с режиссером/хореографом/художником, умения точно выполнять поставленные задачи и работать в команде. Перформер — это универсальный артист, который должен быть готов работать с любым материалом и задумкой автора. Чтобы приобрести эти навыки, каждый перформер инвестировал в свое мастерство силы, время и средства.

  • Также подобные прецеденты способствуют закреплению в среде вредной нормы — не платить за труд. И, хотя отсутствие специального образования или неопытность, по нашему мнению, — не повод для эксплуатации, даже опытные профессионалы, окончившие как российские, так и зарубежные программы, благодаря сложившейся «норме» регулярно сталкиваются с предложениями поработать бесплатно.

  • Кроме того, отсутствие гонораров поддерживает элитизм и препятствует вхождению в среду людей, которые не могут себе позволить работать за престиж, «бесплатные напитки и опыт работы в крутой команде». В этой логике искусство — досуг для тех, кто может себе позволить работать бесплатно. Работа за социальный капитал приводит к самоэксплуатации.

Мы призываем фестиваль Outline, агентство Sila Sveta, Stereotactic и режиссера Максима Диденко пересмотреть политику оплаты работы перформеров и найти способ оплатить их труд.

Свою подпись можно оставить здесь (в режиме «Suggesting/Советовать»).

1] Мы замечаем подобные предложения не в первый раз. В 2019 году в сети появился фрагмент договора, который заключался фестивалем «Форма» с участниками и участницами перформанса под руководством Максима Диденко. Из договора было ясно, что работа перформеров не оплачивается, хотя от них при этом ожидаются вполне профессиональные навыки.

[2] В течение последних лет в сообществе часто обсуждался размер минимальной оплаты работы перформера. Многие коллеги руководствуются рекомендацией оплачивать ее из расчета 1000₽ за репетиционный час и 6000₽ за выступление.

Перформанс у входа в Бергхайн