7 коротких обзоров: I Hate Models, Paul Begge, Duo Alias, Borusiade, Marla Singer, Thorj и сборник из Нижнего новгорода
“Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем” — Екклезиаст Если говорить о 2017м и наступившем 18м, Екклезиаст — попадание. И по форме и по содержанию. Итоги года и тренды наступившего, в большом редакторском лонгриде. 1. Все лучшее — в прошлом. Древние китайцы считали: «создавать новое — ненужная суета. Лучшее наслаждение — перебирать старую яшму». Кажется, в течении года мы только этим и занимались. В музыке — классические стили. Техно, как метастилистика, из множества самых разных жанров — основа всего. Хаус, хардкор, где-то на горизонте событий — транс, и все чаще звучит драм. Пять лет назад это все казалось немыслимым. Несмотря на коммерческий успех больших техно-проектов вроде АРМА, будущее звучало в футуристических бейс-сетах DJ Windows95. Сейчас все иначе. Если говорить исключительно о музыке, происходящее — следствие отката “черной” музыкальной культуры. Хип-хоп как центральный стиль, вокруг которого — локальные клубные жанры, вроде чикагского джука, уже в прошлом. “Черная” музыка всегда — главный ингредиент клубного футуризма. Она чувствительна к самым легким колебаниям культурной среды, впитывая как губка все новое — звуки, ритмы, эстетики. Сэмплируя и возвращая в новой обертке, иногда создавая новые музыкальные стили. Когда с танцполов ушел хип-хоп, футуризм закончился. Проще всего показать на одежде — Champion, FILA, Vans. Бренды с историей, сдержанные дизайны и возвращение старых коллекций. В музыке это прямая бочка, стили из 90х и релизы, внешне и на слух как из прошлого. Главный поп-проект прошлого года — Sobes, заботливо воспроизводит забытый евродэнс с нарочито русским акцентом. Все открытия, яркие лейблы, серии вечеринок так или иначе черпают из прошлого, и даже WPCWE с его ощущением времени, заговорил о традиционных ценностях. Если читать социологический мейнстрим в англоязычных изданиях, удивляться нечему. Новый традиционализм, возвращение консервативных ценностей и связанная с этим смерть мифа о спонтанности, бунтарстве и индивидуализме — новая объективная реальность. “Respect Your Elders” — по мнению колумниста Guardian, это девиз и главная идея последних Звездных войн. Связь с семьей, традицией, коллективными ценностями и моралью, против индивидуализма, независимости и раскрепощенности — основа новой культуры. Если принять это за исходную точку, становится многое понятней. Например, ситуация с техно — главной музыкой ушедшего года. Сейчас все устремились в техно, по сути — вневременной жанр, интегрирующий наследие, выстраивающий связь между эпохами. Техно уже не музыкальный жанр, но нечто значительно большее. Как классический музей, оно представляет панорамный взгляд на культуру. Здесь голландские мастера электро, там — зал индустриальных полотен. Техно функционирует как институция. Хочешь стать чем-то большим — работай с техно. За его пределами — искусство аутсайдеров, душевнобольных, маргиналов и прочий арт-брют. 2. Хаус-ренесанс. Среди многочисленных попыток реставрации старого звука, наиболее яркая — возвращение хаус-культуры. Еще в 2016м хаус вернулся в серии роу-проектов. Тревожная и в тоже время мечтательная атмосфера, безнадега провинциальных городов, ностальгия и вместе с тем — чистая, искренняя романтика. В 2017м оказалось, что роу лишь первый шаг. Отдельные и не слишком популярные вечеринки с хаусом 90х, оригиналами либо интерпретациями классического звука, готовили почву для вечеринок V O D O L E Y. Роу все же аутсайдерский стиль, лучше всего звучащий в домашних колонках. Водолей, выступая под слоганом “хаус-ренессанс” действительно вернули хаус на клубный танцпол. Чикаго, эйсид, лоу-фай для ярких, молодых и стильных. В Питере в аналогичной стилистики работают Campus и Sessia. Последие — с участием роу-артистов, Discotopia, St.Theodore и Mounty. В этой связи ожидаемый в феврале-марте коллаб Водолея и Сессии выглядит логичным событием. 3. Комьюнити В 2017м стало ясно, выигрывают те, кто умеет формировать комюнити. Это может быть Соматика с закрытой вечеринкой Soma, витчрейв-конфа Откровения, Роттердамский хардкор — каждый из этих проектов опирается на поддержку сообщества, разделяющего общие стилистику и ценности. Если посмотреть на клубы, то станет ясно — именно комюнити обеспечило успех московских Рабицы, НИИ и Смены. В Питере все только начинается. Из ярких примеров — Клуб, главное открытие прошлого года, Cement Loft и неожиданно — Грибоедов Basement. Разные проекты, как по форме, так и по содержанию. Там где Клуб отбрасывает все прежнее, формируя новую культурную среду, Cement Loft — прецедент андеграунда без маргинальности, о котором мы все давно мечтали. Грибоедов превратился в место силы для хип-хоп ориентированного сообщества, не чуждого легкому, но без пошлости, хаусу. Важно, что успешные комюнити не превращаются в закрытую секту. В Клубе мы видим людей с рейв/хардкор сцены, роу-хаус артистов, технарей и многих других, кого объединила атмосфера и эстетика нового пространства. Если же вспомнить о традиционализме, ставшем содержанием поп-культуры, то комюнити превращается в социальную общность, противопоставленную атомизации и индивидуализации постиндустриальной культуры. На самом деле, даже на хороших рейвах ощущение “мы все часть одной семьи” было важной частью атмосферы. Воистину — “нет ничего нового под солнцем”. 4. Новый рейв В Прошедшем году новая рейв-сцена оформилась в полноценную волну. В Питере ничего подобного нет, но в Москве самые молодые тусовки создали уникальную стилистику. Используя технику бриколажа — создания арт-объекта из подручных материалов, они в действительности создали новый дискурс. Здесь вполне уживаются аргентинские курандерос, самоирония и МС Вспышкин. Деконструируя новый рейв, стилистически выросший из габбер-хардкора и витча, мы нашли коллажированное пространство соцсетей, стирание контекста и ускоренное до невозможности время. Миксы по 30 минут — “больше не нужно”, использование самых разных стилей и рваная техника сведения. Они, как и любое настоящее искусство, “ставят под вопрос все что было до этого и порождают страх, что уже ничего невозможно после”. Столь радикальное, гибридное и молодое искусство вызывает вполне понятный хейт. Основные претензии — отсутствие вкуса и техники. Мы видим в происходящем Джексона Полока с его action painting, точно также столкнувшегося с презрением авторитетной критики. Технику можно повторить, но его работы, с разбрызганными по холсту каплями краски, сохранили как в янтаре, момент и пульсирующее “здесь и сейчас”. 5. Нет звезд Это грустно, но в Питере так и не научились выращивать звезд. Здесь много ярких проектов, но все они — либо в рамках своей тусовки, либо — строчкой саппорта в лайнапе. Казалось бы, ярких проектов более чем достаточно. Serotonin Crisis, D.B.A.P., Draag, Angelcore, Zaletny, Wito, ZLL`, Karawai, Operator Uno, Rinzer, Mathross, Beneath my Shade, Mounty — перечислить всех не хватит места в статье. Первоклассная музыка, яркий сценический образ, у большинства — прекрасная техника и признание за границей. Тем не менее, собрать аудиторию, как это делает kaigerda, Sariim или OCCUL† CODE не может никто. Питер как инвалид, цепляется за костыль из московских имен. Возможно, тут дело в отсутствии медиа-ландшафта, каналов коммуникации и умения представить артиста чем-то большим, чем строчка в афише. В итоге — вечеринки как кураторские проекты. Это модель функционирования арт-институций, где куратор за свои или спонсорские (которых нет) знакомит аудиторию с новым. Понятно, что в таком формате, работая в постоянном минусе, многие промо прекращаю работу, либо сокращают количество ивентов до минимума. Научится делать звезд, людей способных отбить бюджет вечеринки на своем имени — одна из важных, но нерешенных задач для Питера. 6. m_division — в любых итогах И дело даже не в лайнах мирового уровня, масштабе или организации (с которой бывают проблемы). Даже не в GAMMA, главном событии года, или Mediaspаnk, где их участие добавило жизни и звука. Любой фестиваль, это воронка втягивающая новых людей. Чем масштабней событие, тем шире аудитория. Кто-то ограничится лишь фестивалем, но для других, более любопытных, ищущих и требовательных, большое событие окажется дверью в клубную культуру. В случае с m_div, это сразу яркий, в ряде случаев — подлинно андеграундный звук. Другой момент — история этой команды, редкая для Питера модель успеха. Где без пошлости и потакания массовому вкусу, удалось создать нечто большое. Вдохновляющий опыт, что все может получится, если действительно захотеть и приложить усилия. За это и ценим. 7. Допволк Тут все просто — год был неровным, но интересным и творческим. Мы сильно раздвинули собственные рамки, каждый раз выходя из зоны комфорта. В этом цель любого творческого проекта. Допволк стал пространством стирающим конфликт противоположностей. Все что было — огромный эксперимент. Достаточно сказать, что после техно-вечеринок, на первом рейве, мы ощущали растерянность Роберта Раймана перед белым холстом. Мы стараемся на практике воплотить метамодернисткий принцип осцилляции — раскачивания маятника между противоположными полюсами. Уже не только в паблике, но и в формате промо. Удивительно и приятно, что мы встретили людей, которым близки подобные эксперименты. В наступившем году, мы вновь сделаем все иначе. Попробуем взглянуть на прежний опыт, с неожиданной и непривычной стороны. Новые тексты, фотографии, проекты и вечеринки — постараемся вас удивить. И конечно, словно на полароидной фотографии — будем ловить сиюминутное и ускользающее “здесь и сейчас”. Спасибо всем за поддержку. Поделиться:XMastodonFacebookTelegramWhatsApp