Техно это новый панк? Разбираемся на 16 треках

“Панк-рок может стать потерянной страницей в истории танцевальной музыки” — Resident Advisor.

Мы привыкли — техно это когда серьезно. Музыкант в черном и стол заставленный инструментами. Ни тени улыбки. Важнее всего техника. Если вернуться к истокам — там авангард, минимализм, дюссельдорфская школа и первые синтезаторы размером с комнату.

Но всегда существовало нечто иное. Агрессивный и грязный звук оформлял встречное течение. Андеграундное техно — провокационное, связанное с анти истеблишментом, веществами, разочарованием и грубым юмором. Напитанное индустриальным упадком и сырой энергией. Эта музыка воспроизводила то, что в широком смысле, можно назвать «панк-императивом». В звуке, лайфстайле, отношении к миру — альтернативная история техно, где Suicide важнее чем Kraftwerk.

Lydia Lunch & Suicide ‎- Frankie Teardrop

В первой половине 80х индустриальщики Trobbing Gristle, Cabaret Voltaire, французский синтезаторный минимализм, пост-панк и раннее электро впитали ярость и разочарование панк-культуры. Они создали гибридный жанр известный сейчас как прото-техно.

В 90е эстафету перехватили рейв-проекты. Lenny Dee и Adam X в Нью-Йорке. Neil Landstrumm в Шотландии, Alex Cortex в Германии и I-F в Голландии открыли рейверам нигилистическую сторону электроники.

В наше время, новое поколение музыкантов, базирующееся вокруг таких лейблов как Clan Destine, Strange Therapy, Contort Yourself или Smashing Tape довели панк-аттитюд до совершенства. Их шумовая, декадентская музыка вернула в техно адреналин, фетиш-эстетику, депрессию, эмоциональность, черный юмор и провокацию. Все то, что ассоциируется с панк-культурой.

Throbbing Gristle — Something Came Over Me

Существует ли панк-техно как жанр? Вообще-то нет. Но есть нечто общее, в музыке и мировоззрении у самых разных проектов. Набор закодированных сигналов, позволяющие уверенно сказать — это панк.

Если о музыке — то в ней много гулких битов, перегруза, шума, кислоты и сырого электро. Музыка эксплуатирует готику, цинизм электроклэша, винтажный рейв, аутсайдерский DIY-продакшн или агрессию габбера. Панк-техно избегает абстракций. Названия треков и оформление релизов насмехаются над цензурой и часто — моралью. Эта музыка вызывает сильные эмоции. Особенно — когда звучит в маленьком клубе, напоминающем сквот или бункер.

Итак — 16 панк-техно треков. One, two, three, GO!

Hardcore Disco — Junglist Son Of An Angry Bastard

Hardcore Disco — Junglist Son Of An Angry Bastard

Основанный в 1994 году лейбл Stay Up Forever стал площадкой для экспериментов Криса Либератора и близких по духу продюсеров. Техно, транс, хардкор и джангл коллажировались в нечто новое, щедро приправленное панк-нигилизмом и рейв-экзальтацией. Как пример — трек “Junglist Son Of An Angry Bastard”, где амен и прыгучий рейв открывают двери в противоречивую DIY-анархию.

The Horrorist — Mission Ecstasy

The Horrorist — Mission Ecstasy

Оливер Чеслер не зря носил черный мохаук, когда ему было восемнадцать. Все его работы пропитаны нигилизмом, черным юмором и провокациями. В 67 году, в родном для Хоррориста Нью-Йорке, Velvet Underground впервые исполнили “Heroin”. Спустя 30 лет Чеслер записывает треки об изнасиловании (One Night in NY city) и Mission Ecstasy. Текст с фразами вроде “Cause I like f**kin drugs” — настоящий панк.

Neil Landstrumm — I Trade My Ass For Drugs

Neil Landstrumm — I Trade My Ass For Drugs

Среди больших имен андеграунда 90х Neil Landstrumm из Эдинбурга занимает особое место. Шаг за шагом, он получил права на большинство своих ранних работ. Теперь его страница на бэндкэмп — сокровищница ультратяжелых warehouse-басов и качающих ритмов. Landstrumm — панк не только в музыке. В интервью он жестко высказывается о берлинской политике фейсконтроля. “Она отвратительна”. Рейв для него — эгалитарная Британия, где рейверы, панки, хулиганы и студенты как одно целое.

Drvg Cvltvre — Scare Your Children

Drvg Cvltvre — Scare Your Children

Винс Кореман — маст, когда ищешь панк в техно. В 2009 году он запустил проект Drvg Cvltvre. До этого — играл панк, блэк-метал, нойз и олдскульный рейв. Мизантроп, транслирующий свой негатив посредством музыки, он всегда остается сырым и тяжелым. Черный юмор и мировоззрение Коремана проявляется и в названиях треков. Изобретательный и беспощадный, он как никто другой умеет комбинировать панк, рейв и замедленное техно.

Perc — A New Brutality

Perc — A New Brutality

Британец Али Уэллс, более известный как Perc, работает с безжалостно индустриальной стороной техно-музыки. Его вдохновляют темные аспекты реальности. Он пишет атональный аналог из шумов, диссонансов и сырых ритмов. Perc добился успеха, избегая любых компромиссов. Чего стоит его высказывание о культе винила: “Любой, кто использует фразу «черное золото» по отношению к винилу просто идиот”.

Shit & Cheap — Relax

Shit & Cheap — Relax

Shit & Cheap — это Neil Landstrumm и Mat Consume. Они вдвоем записывали сырое, клубное электро под влиянием гаражного рока, панка и новой волны. Их декадентский, винтажный электроклэш звучит насмешкой над серьезностью большинства техно-артистов. Достаточно услышать их версию “Relax” проекта Frankie Goes to Hollywood — здесь есть все, что востребовано на техно-гей вечеринке. Монотонный упругий бит, отстраненный мужской вокал и аллюзии на секс во время пати. Описание трека на бендкемп заканчивается посланием музыкантов: “Fuck the Queen, fuck you all”.

Johan Platt — Ranttali

Johan Platt — Ranttali

Панк создал сеть DIY-лейблов, выпускающих музыку без оглядки на материки и границы. Андеграундное техно успешно заимствовало этот подход. Крошечный лейбл Fun In The Murky из канадского Онтарио выпустил всего пять пластинок. Каждая — хороший пример “панк-техно”. Например, малоизвестный финский продюсер Johann Platt любит сырые биты из Чикаго 90х. Добавляет перегруз и шумы. В итоге — электроника для сквота.

L/F/D/M — Goats Milk

L/F/D/M — Goats Milk

Практически все, вышедшее на Clan Destine из Глазго можно назвать “панк-техно”. Например L/F/D/M. Он ставит на обложку кадры из винтажного порно, а один из треков называется “Dance You Awful Cunt”. Звук — бурлящее шумами, грязное и сырое техно. Испорченное, радикальное и антикоммерческое до предела, как Discharge но медленно.

Locked Club — Lomay Lomay

Locked Club — Lomay Lomay

Если вернуться в Россию, то в первую очередь — Locked Club и их вечеринка Forever Punk. Проект убедительно скрещивает клубную электронику и панк-эстетику. Балаклавы на артистах. Мош забитых черниной, раздетых тусовщиков в зале. Стиль — от сырого ЕВМ до аутсайдерского техно, все это с насмешливой улыбкой и жесткой подачей. “Людям с неустойчивой психикой и слабой физической подготовкой категорически не рекомендуем посещать нашу вечеринку” — это страница в вк.

Løt.te — Ultra Vires

Løt.te — Ultra Vires

Брутальный, насыщенный перкуссиями звук Løt.te звучит как анти-авторитарное панк-высказывание. Бруклинский артист турецкого происхождения рефлексирует о Турции эпохи Эрдогана, и кажется это сплошное “No future”. Индустриальное техно напитаное гневом и яростью — словно Subhumans сменили гитары на аналоговые синты.

DJ Loser — There Is No Such Thing As Selflessness

DJ Loser — There Is No Such Thing As Selflessness

Греческий резидент Clan Destine культивирует разреженную, меланхоличную и сырую музыку. Здесь много подавляемой агрессии Suicide и готического минимализма Bauhaus. В основе — аутсайдерский хаус, исковерканный евм и обскурное техно. Впрочем, у него есть и другой проект — Penelopes Fiance. Те же идеи и настроения превращаются в сумрачный minimal synths.

D.B.A.P. — Rave Boy (Blasted Remix)

D.B.A.P. — Rave Boy (Blasted Remix)

Распавшийся дуэт из Saint-P выпускал релизы на радикальных лейблах otomo и Industrial Techno United. Сотрудничал с японским видеохудожником Masashi Hiratsuka и power electronics проектом Manunkind. Лайвы D.B.A.P. превращались в дадаистские перфомансы на аналоговых кастомных синтах. Замкнуть патч-кабель на собственном теле, генерируя шумы и искажения — легко. Наполнить пространство абразивными вибрирующими текстурами — еще проще. Панк-техно с харизмой габбера.

Unhuman — Life=Decay

Unhuman — Life=Decay

Еще один грек в нашем обзоре. В 2012 году он записывал экспериментальную шумовую музыку. Переехав в Берлин, нашел собственный звук, а заодно — создал DIY-фестиваль радикальной электроники Lärm-Alarm-Lärm. Его собственное творчество — неотшлифованный евм. Сыгранный так грубо, насколько возможно.

EDMX — Half Life

EDMX — Half Life

EDMX — проект Эдварда Аптона, более известного как DMX Crew. Обычно, он пишет винтажное электро и эйсид, но с EDMX вспоминает о warehouse-техно. Жестокие синтезаторы, бьющий наотмашь ритм — как из каталога Rephlex 90х годов.

The Mover — Invisible Space

The Mover — Invisible Space

Все что выпускается на принадлежащем Umwelt лейбле Rave or Die можно назвать “панк-техно”. Рейв, стиль и изобретательность — звуки для заброшенных заводов и клубов-бункеров. Среди гостей лейбла такие люди как Marc Trauner, он же — Marc Acardipane, Mescalinum United и The Mover. Он создал важный для 90х лейбл Planet Core Productions (PCP), а заодно — новый сабжанр из хардкора, индастриала и хард-техно.

Scenedrone & 1.125.X1 — Rave Is Dead

Scenedrone & 1.125.X1 — Rave Is Dead

За самой идиотской обложкой на свете — коллаб Scenedrone, создателя индустриального лейбла Variance, и анонимного проекта 1.125.X1. Он подарил отличный завершающий трек. Развинченная, рассыпающаяся на глазах мелодия. Примитивный закольцованный риф. Трек спотыкается и захлебывается. Электроника как грайндкор. Rave Is Dead.