7 коротких обзоров: I Hate Models, Paul Begge, Duo Alias, Borusiade, Marla Singer, Thorj и сборник из Нижнего новгорода
Attention! Предлагаем нестандартный и содержательный вариант на выходные. Аудиовизуальный проект «SCHNITTKE LIVE (E+U)» на Новой сцене Александринского театра. Киномузыку Шнитке исполнят на многоканальной системе акусмониум. Этот уникальный инструмент в 1974 году изобрел композитор Франсуа Бейлью. Он мечтал превратить музыку в пространственное звуковое полотно, и для этого собрал первый в своем роде оркестр громкоговорителей, из динамиков различных форм, размеров и частотных характеристик. Как вы догадались, это очень интересный способ распределения звука в пространстве. Оркестр динамиков меняет само восприятие музыки. Добавляет новое измерение, или как сказал композитор Буркхард Штангл — «дает почувствовать дыхание атмосферы других планет!» Путешествие к новым берегам сопровождает видеоинсталляция Дины Караман, видеохудожницы и режиссерки, участницы Венецианской биеннале, собранная из кадров тех фильмов, где звучит музыка Шнитке. Мало того, что это нереально красиво, так еще и расширение культурных горизонтов. Ниже вы прочтете кураторский текст. А вот пара идей, почему все таки стоит собраться и пойти на концерт. Сегодня контекст имеет значение, он важнее всего остального. Включенность проекта в контекст, отличает по-настоящему яркие события от ленивых кураторских ивентов. Если все получается, зритель чувствует магию — произведение говорит с ним на одном языке, и непременно о чем-то интересном. Не имеет значения, когда или кем оно было создано. Не важно, посещали ли вы арт-факультет. «Задача моей жизни — это преодоление разрыва между «Е» и «U» (E-Musik, ernste Musik и U-Musik, Unterhaltungsmusik)». Между серьезной и развлекательной музыкой — заявлял Шнитке. Этот сюжет — в центре всей современной культуры. Кино, музыка, литература, стрит-арт, геймдизайн — все они, в наши дни, просто говорят о сложном, и сложно о простом. Внезапно, «SCHNITTKE LIVE (E+U)» открывает в советской киномузыке пространство свободы. Немаловажно, что кинокарьера Шнитке началась, когда он попал в черный список Союза композиторов, а его произведения перестали исполнять и издавать. Дальше все это преломляется в общественном дискурсе наших дней. Неизбежно пробегает по «звеньям гребаной цепи», и затрагивает немало чувствительных точек. Что окажется интересней: новое восприятие музыки, или ее текущий контекст — каждому предстоит решить самому. Концерт пройдет 30 и 31 июля на Новой сцене Александринского театра. Начало в 20-00. Билеты — здесь. Вся информация на сайте. Слово кураторам: «SCHNITTKE LIVE (E+U)» — часть большого исследовательского проекта Олега Нестерова «Три степени свободы», посвящённого феномену советской киномузыки. В Советском союзе музыку для кино писали Шнитке и Прокофьев, Каравайчук и Шостакович, Хачатурян и Вайнберг. Нигде в мире композиторы такого высокого уровня не работали в кино. Для советских композиторов киномузыка стала самым свободным проявлением в искусстве: существуя официально, она могла не вписываться в каноны «социалистического реализма». Программа «SCHNITTKE LIVE (E+U)» — это аудиовизуальное путешествие по миру киномузыки Альфреда Шнитке, одного из крупнейших композиторов XX века, автора музыки к легендарным картинам, сочинившего саундтреки более чем к 60 фильмам. Его музыка будет исполнена на акусмониуме, оркестре из громкоговорителей различных форм, размеров и частотных характеристик. В самих принципах акусмониума заложены многослойные фактуры и теневая музыка, которые Шнитке активно использовал в своей работе. В своих работах композитор часто обращался к пространственному звуку. О многоканальном звуке (стереофонии, квадрофонии, октофонии) он говорил как о важнейшем открытии, которое принесло в звучащую материю живую игру музыкальным пространством и тем самым избавило её от мертвенности одномерной звуковой дорожки. Сочиняя Третью симфонию, рассчитанную на новый зал Гевандхауза, Шнитке намеревался в полной мере использовать все его возможности: «…Кроме чрезвычайно выгодной естественной акустики — все микрофоны и динамики, установленные в стенах и на потолке. С помощью такой техники можно было бы создать любую движущуюся звуковую картину. Я представлял себе, что удастся реальное звучание оркестра на сцене сопоставить с записанным, пространственно статичное — с неким движущимся вихрем музыкальной фонограммы. Однако пока новая техника полностью не освоена, возможности зала не изучены, задуманный эффект остался нереализованным». Программа «SCHNITTKE LIVE (E+U)» — это аудиовизуальное путешествие по миру киномузыки Альфреда Шнитке, одного из крупнейших композиторов XX века, автора музыки к легендарным картинам, сочинившего саундтреки более чем к 60 фильмам. Его музыка будет исполнена на акусмониуме, оркестре из громкоговорителей различных форм, размеров и частотных характеристик. В самих принципах акусмониума заложены многослойные фактуры и теневая музыка, которые Шнитке активно использовал в своей работе. Проект «SCHNITTKE LIVE (E+U)» — попытка реализовать эту идею при помощи современных технологий. На концерте зрители услышат различные сочинения композитора, как киномузыку, так и академические произведения, и смогут почувствовать связь между «Е» и «U», услышать диалог киномузыки и академической музыки Шнитке. Куратор проекта — музыкант Олег НестеровПродюсер проекта — Саша АхмадщинаКуратор фестиваля электронной пространственной музыки «Акусмониум» — Антон Яхонтов aka Patrick K.-h.Видеохудожник — Дина КараманХудожник по свету — Стас Свистунович Поделиться:XMastodonFacebookTelegramWhatsApp