Rhythmic Noise

Rhythmic Noise — что это? разбираем жанр вместе с t_error 404

«Rhythmic Noise — мост между индастриалом, как антимузыкальным течением, и клубной культурой». Вместе с Владимиром Черепановым aka t_error 404, исследуем андеграундный жанр от альфы до омеги.

Tresor Berlin X Monasterio о нашем эксперте: «t_error 404 — московский пост-индустриальный проект, основанный Владимиром Черепановым в 2006-м году. t_error 404 среди первых взялся пропагандировать направление Rhythmic Noise в России и продолжает это делать поныне, смешивая жесткое индустриальное звучание с Techno, EBM и Trance».

ИНДАСТРИАЛ

Все началось в 80е, когда музыка штурмовала бастионы порядка и консервативной нормы. За пределами чартов, звук времени определял индастриал — гибрид авангардной электроники и панк-провокаций. Аморальное, замешанное на оккультизме и маргинальной философии, варево из шумов и механических звуков, озвучило цивилизацию в ее самых безумных проявлениях — войны, насилие, политический террор и экспансию капитализма.

Это не было чем-то абсолютно новым — еще в начале века футуристы включали шумы и промышленные звуки в музыкальные произведения, но индустриальные музыканты вывели этот подход на новый уровень. «Терроризм в искусстве называется авангардом» — пошутил писатель Альберто Моравиа. Это самое короткое описание классического индастриала.

«Индустриальная музыка для индустриальных людей» — фраза радикального художника Монте Казазза обозначила границы новой культуры, дало ей имя и даже — название культового лейбла. Художник стал известным благодаря радикальным перформансам с постановочным отрубанием головы и групповым изнасилованием статуи Спасителя.

T_ERROR 404 на Monasterio Night

ПОСТИНДАСТРИАЛ

В 1981 году распались Throbbing Gristle — скандальный проект Дженесиса Пи-Орриджа, врага общества и иконы контркультуры. Этот момент — последняя точка «индустриальной эпохи». Как заявил Пи-Орридж — началась новая, «постиндустриальная» эра. Применительно к музыке это значило — индастриал вышел за собственные границы, и теперь включает в себя элементы других жанров, переплавленные цельный звук промышленных зон.

Le Syndicat — Prothesis Pack Xtract 08 (1983)

Возникли новые проекты, которые выходили далеко за рамки классического индастриала. Esplendor Geométrico из Испании и французский Le Syndicat — прототипы еще не рожденного ритмик нойза, с цикличными, шумовыми ритмами. Важную роль сыграл Пи-Орридж, который в 1981 году, незадолго до распада Throbbing Gristle, выпустил «Discipline» — первый трек, где электроника, шумы и ритм были единым целым. На видео ужасного качества Пи-Орридж извивается на сцене берлинского клуба и орет в микрофон «We need some discipline in here» — прообраз будущего ритмик нойза.

«Discipline»

«Мы провоцировали короткое замыкание мыслительных процессов и существующих социокультурных концепций, используя энергию звука. Мы открывали новую модель экспрессии с помощью силы звука и инстинкта, вне правил существующего музыкального языка» — Le Syndicat

NEW BEAT

Но почему экспериментальная, абсолютно контркультурная музыка вдруг стала танцевальной? Ответ стоит поискать в Бельгии, где в конце 80х возникла удивительно мрачная (по тем временам) сцена.

Огромный клуб Boccaccio, расположенный на перекрестке дорог неподалеку от Гента, каждый уикэнд собирал тысячи людей. Многие — в черном, почти готическом дресскоде. Фетиши модников — распятия, смайлы и портреты, стилизованные под фотографии с надгробий. Толпа на веществах танцевала под лазеры и разношерстную музыку — эйсид, новая волна и треки европейского индастриала, под которые можно было ритмично двигаться. Наконец — минималистичный бельгийский ЕВМ в стиле Absolute Body Control и The Klinik.

Major Problem — I Still Have A Dream (12» Version)

Сейчас нью бит выглядит невинно, но в конце 80х многие видели в похожем на огромную дискотеку Boccaccio, вертеп запретных удовольствий. Что и привело к его закрытию — клуб стал очередной жертвой провальной войны с веществами. Тем не менее, его саунд повлиял на все, что было потом — техно, транс и пост-индустриальные стили. New Beat не пытался быть хорошим и излучать веселье, с текстами про секс, наркотики, гедонизм и апокалипсис, он распахнул клубные двери для пост-индустриального звука.

«New Beat — это электронная телесная музыка, она злая и веселая, мне нравится вечеринка и люди здесь. Я просто хочу танцевать, отъебитесь от меня. Я не хочу чтобы меня показывали по телевизору» — неизвестный тусовщик Boccaccio из документалки New Beat — The Sound of Belgium.

РИТМИЧНЫЙ ШУМ

Ритмик нойз, такой как мы его знаем, появился в 90е. Точкой кристаллизации стали немецкие лейблы Ant-Zen и Hands Productions, которые издали большинство жанровых нетленок.

Звук строится вокруг ритма, прямого как в техно, или из исковерканных, ломанных битов. Нойз может звучать как пульсация или структурный хаос, он может напоминать мелодия, но мелодичность всегда на вторых ролях. Ритмик нойз бывает абстрактным, экспериментальным, похожим на техно или транс — это зависит от музыканта. В этом стиле сложные концепции соседствуют с отчаянно злыми, функциональными треками, а среди проектов встречаются алхимики шума, радикальные техно-продюсеры и последователи академизма. «Подразнив, казалось бы, танцевальным ритмом, — рассказывал критик в одном из обзоров — темп и размер резко меняются, выкидывая из зоны комфорта».

Вокруг нам гораздо больше ритмик нойза, чем вы думаете. Коррозирующие пульсации, зернистая текстура, ржавчина и дистопичная атмосфера — все это артефакты из вселенной ритмичного шума.

Долгое время техно и пост-индустриальные стили старательно избегали друг друга. В конце 90х техно-шумовыми экспериментами занимался пионер техно Speedy J, а в нулевые — лейбл Hymen, Orphx и Adam X. Несмотяр на это, техно и ритмик нойз напоимнали паралельные прямые, которые если и пересекаются, то исключительно в особо искривленном пространстве. Заговоро молчания прервал Ancient Methods, который серьезно увлекался индустриальной культурой — его творчество вдохновило легионы продюсеров ковать ржавое, промышленное техно.

«Rhythmic noise — это история о том как ты работаешь с ритмом, с эффектами, с атмосферой, как ты создаешь радикальный грув, вводящий в особое состояние. Работа со звуком и деталями чтобы получить законченное произведение» — t_error 404

0. Throbbing Gristle — Discipline
(Fetish, 1981)

Уже упомянутый трек Discipline — образец той музыки, из которой вышел будущий ритмик нойз. Трек вышел синглом в 1981 году, сразу в двух версиях — берлинской и , и манчестерской. На стороне «А» была выцарапана надпись «Techno Primitive» описывающая звучание. (Пи-Орридж опередил детройтских музыкантов, которые лишь в 1988 году использовали слово «техно» на релизе). Это еще не ритмик нойз, скорее — ранний эксперимент с индустриальными шумами и жестким электронным ритмом. Discipline родился как импровизация в берлинском клубе S036, но быстро стал культом. Throbbing Gristle играли его на всех концертах, растягивая до 12 а затем и до 30 минут, как на одном из последних выступлений в Лондоне. Только представьте — полчаса непрерывного аудиотеррора.

1. Winterkälte — Tropical Timber Trade
(Hands Productions, 1999) ‎

Немцы из Winterkälte, в прошлом году заглянувшие на JOY, — краеугольный камень ритмик нойза. Участник дуэта Udo Wiessmann в 1991 году открыл лейбл Hands Productions — альма матер для ключевых проектов сцены, включая Orphx.

Ритмичный шум по Winterkälte — сложно сконструированный ад из ритмов, шума, клавишных, синтетических битов и резких, механических звуков. Winterkälte выжимают из электронных барабанов и клавишных столько темного грува, что кажется вокруг ночь, бункер и рейв.

Winterkälte — Tropical Timber Trade

А в 1991 году они выпустили «Drum ‘N’ Noise» — ядовитый, интеллектуальный манифест атакующий современное общество с его потребительским отношением к природе.

2. Converter- Coma
(Hymen Records, 1999)

Converter — проект Скотта Стюрджиса, который также выпускал дарк-электро под именем Pain Station. К концу нулевых он погрузился в чистые эксперименты (дроун, краут и дарк эмбиент) а затем и вовсе исчез с радаров. Converter выпустил несколько важных для ритмик нойза пластинок, а среди них — «Сoma» — его первый лонгплей.

На альбоме клубится депрессивный сумрак. В хаосе шумового потока трещат, кипят и гипнотизируют тяжелые индустриальные брейки. Стюрджис называл свою музыку «электронной сублимацией жестокости». Он посвящал треки каннибалам и ритуальным жертвоприношениям.

Converter — Coma

Трек «Сoma» — те самые «Technoid Noises for Collapsing People» как из слогана лейбла Hymen. Гулкий бит, жалящие ржавые текстуры и непрерывно меняющийся ритм. «Сoma» стала клубным хитом Торонто, опередив волну дистопичного индустриального техно на десятилетия.

3. Hypnoskull — Electronic Music Means War to Us (V4)
(Ant-Zen, 2001)

«Ритуал вуду на митинге сопротивления в ночь перед Третьей мировой» — расставляет точки одна из рецензия на Hypnoskull. Под этим именем Патрик Стивенс с 1992 года генерирует потоки анархии и шумового техно-индастриала. Его музыка — аномальная турбулентная зона, пронизанная потоками хаоса и жестокими ритмами. Прежде чем создать Hypnoskull, Стивенс ударно тусовался под бельгийский нью-бит, затем — экспериментировал с кассетами и индастриалом.

В 2001 у него вышел «Electronic Music Means War to Us» — лонгплей и революция в жанре. Релиз шел под тэгом «техно-панк» — ритмик нойз, промышленное техно и драм, щедро приправленные истеричным вокалом и клаустрофобией.

4. Synapscape — My Distance
(Ant-Zen, 2002)

«Реальности не существует — с первого альбома заявляют Synapscape — все что есть — мысли, чувства и иллюзии. Они только могут оказаться реальностью». Этот концептуальный солипсизм не помешал (или даже помог) дуэту занять важное место в каталоге лейбла Ant-Zen.

Прежде чем уйти в шумы и ритмы, оба участника Synapscape перепробовали многое. Участвовали в культовой индустриальной группе Ars Moriendi. Играли в экспериментальных проектах, а Филип Мюнх — еще и на академической скрипке — бэкграунд, который помог им найти свое место в бурном космосе пост-индустриального шума.

Synapscape — My Distance

Synapscape мелодичны. Они пишут экспериментальные клубные скетчи, с треском электричества и звуком жестяных листов, царапающихся о камни. В этом шуме и агонии — скрытая гармония дзенского сада. Если и хаос, то без энтропии. Например в «My Distance» пружинистый ритм, темный вокал и зернистые шумы высвобождают индустриальный грув.

Ритмик нойз сменил много названий. Power-noise — ранний вариант, затем был Beatnoise, Distorted Beat Music и даже Rhythmic Industrial.

5. Imminent Starvation — Tentack Two
(Hymen Records, 1999)

В портфолио бельгийца Ольвье Моро сразу несколько индустриальных проектов, но главным считается Imminent Starvation. В 93 году он выпустил первую кассету под этим названием, а в 1997 — первый настоящий релиз на Ant-Zen. Треки настолько впечатлили диджеев, что его просили переиздать альбом на виниле. Искаженные техно-ритмы, пронзительный шум и жуткие, холодные текстуры забросили Моро в звезды бельгийского андеграунда, антикоммерческий, экспериментальный альбом «North» внезапно оказался в верхней части немецкого альтернативного чарта.

Imminent Starvation — Tentack Two

Не выдержал напряжения сам Моро. После завершения работы над релизом, с ним случился нервный срыв — он разбил свой кастомный микшер. Это стало концом Imminent Starvation — проект больше не существует, заявлял музыкант. В качестве доказательства он прикладывал осколки пульта к физическим копиям лонгплея, а его музыка с тех пор выходит под названием Imminent.

6. Asche — Distorted DJ Pt 6
(Ant-Zen, 2002)

Культовая индустриальная группа Ars Moriendi распалась в 1994 году, а ее участники открыли сольные проекты. Среди них — бывший вокалист Андреас Шрамм, создатель Asche, а другим известным проектом из недр Ars Moriendi стали Synapscape.

Первый ритуально-индустриальный альбом Asche выпустил сразу после распада группы. Долгое время он коллабил с чужими проектами, в том числе — Synapscape, лишь изредка отвлекаясь на Asche. В начале нулевых проект ожил, и поменял стилистику на ритмик нойз. И вот тут-то — понеслось!

Kiss the Whip (Rmx By S.I.N.A.) — клубный катарсис

«Distorted DJ» предназначен для безумных танцев раздетыми, в пространстве из ржавой стали и бетона. Релиз разделен на две части — новый альбом и сборник ремиксов на «Distorted Disco» — первый лонгплей Шрамма. Подход Asche прост — меньше экспериментов, больше рейва. Его клубные альбомы — потерянные сокровища техноидного ритмик нойза, который на момент выхода казались слишком танцевальными для сфокусированной на экспериментах аудитории.

Сейчас все иначе. Asche — потерянное звено, связавшее ритмик нойз и дисторшированный, сырой панк-рейв в стиле наших любимых Clan Destine.

7. Mono No Aware — F12
(Hands Productions, 2017)

«Mono No Aware» или «печальное очарование вещей» — важный эстетический принцип японской культуры. Скрытая сущность момента, меланхоличное ощущение времени — это то из чего рождается японская поэзия.

Лайф Кунцель использовал эту концепцию в ритмичных шумах. Музыка — мимолетное здесь и сейчас, застывшее под вспышкой фотокамеры. Рефлексия и затем — экспрессия, как хаотично перемешанные наброски. Каждый свой альбом Кунцель посвятил одной из японских культурных концепций, при этом звук дрейфует из расфокусированного мрака в наркотическую клубную электронику.

Mono No Aware — F12

Mono No Aware каждый раз находит баланс между танцами и экспериментальной музыкой. Трек «F12» — это когда ритмик нойз поглотил транс — жертвоприношение перегруженным шумам.

8. Dulce Liquido — Ilusion Hecha Mentira
(Out Of Line, 2000)

Демонический Dulce Liquido — недолгий опыт погружения в ритмик нойз одного из участников Hocico — мексиканский дарк-электро дуэта, с жуткими перегруженными вокалами. Hellectro — они придумали этот тэг, чтобы продать больше альбомов, но он точно отражает суть.

В начале нулевых Hocico стали новым дьявольским культом, в связи с чем оба участника решили заняться сольными проектами. Оскар Майорга под именем Dulce Liquido ушел в гибридные формы ритмик нойза, которые сам называл «electro noise». Его тексты — о чудовищных проявлениях человеческой природы, в атмосфере страха и саморазрушения.

Dulce Liquido не ограничивал себя одним жанром, вместо этого коллажируя ритмик нойз, aggrotech и дарк электро. Он записал всего два альбома, тем не менее Dulce Liquido — важный проект для ритмичного шума и электронной готической сцены. Игры на темной стороне — любимое занятие Hocico, проникли и в этот проект.

9. t_error 404 — Dhammakaya Corporation
(cyberbuddhism.com, 2017)

В Россию Rhythmic Noise пришёл с одноименными вечеринками промо-группы Tanzfront, где в 2006-2011 годах выступили большинство грандов жанра. «Проникнувшись их атмосферой мне захотелось внести свою лепту — рассказывает t_error 404 — в то время эту музыку у нас почти никто не играл».

Альбом «Vajrabhairava GO» в 2017 году вернул t_error 404 в лоно ритмикнойза, после экспериментов с трансом и ЕВМ на предыдущих работах. В названии альбома — тибетский Ваджрабхайрава, гневная форма бодхисатвы Манджушри, символ победы над смертью и разрыва цепи перевоплощений.

Dhammakaya Corporation

Это не случайность — t_error 404 автор концепции кибер-буддизма, о том как «идеи буддизма проникают в современность». Футуризм, киберпанк, диджитал арт — как предчувствие будущего, сквозь призму четырех благородных истин.

10. Tatlum — Betrieb
(Absetzer, 2011)

Tatlum — в прошлом, широко известный в узких кругах проект Максима Зилота. С 2015 года его страница ВК похожа на кладбище, но он успел записать россыпь раровых треков. Например Betrieb с альбома Object, который собран из треков, написанных в 2008-2010 годах.

Tatlum — Betrieb

Тоталитарный, построенный на сбивках трек, деконструирует не музыку но затянутое в камуфляж мировозрение. Жестяной барабан Гюнтера Грасса отбивает ритм.

11. Andreevka — Platz
(KILL EGO, 2016)

«Сырой и темный ритмический шум из России, выпускаемый на старых машинах «Электрон». В названии — подмосковная Андреевка, где Стас Андреев прожил большую часть жизни.

Кроме ритмик нойза, он уже почти десять лет создает экспрессивные харш нойз потоки в проекте .nyctalops., участвует в организации экпериментального фестиваля «Erotika» и даже играл шумовой блэк под именем Miasmatha.

Andreevka — это шаг в сторону ритма. Проект несколько раз играл на JOY, впервые — на пятом ритуале с участием Violet Poison. А затем записал впечатляющий подкаст, из грубых ритмов и шумов.