лейбл VANILA — эллинское техно, с которым нам повезло

Итак. У нас была баночка оливок, две родительских кассеты с сиртаки и мифы древней Греции с оторванной обложкой. Не то что бы это все было нужно, но если делать статью про эллинское техно, мы хотели погрузится по-полной.

Прошла неделя… и все неуловимо изменилось. BDSM-маски казались второй кожей, сердце стучало как перегретый индустриальный станок. Мир вокруг был эпичен как Парфенон, а на все вопросы мы отвечали fuck μακριά από το τέλος πεθαίνουν.

Лейбл Vanila на dpwlk, а заодно — короткий экскурс в греческий андеграунд.

Техно в Греции предсказуемо началось с рейвов. Места силы — Афины и Салоники — город на берегу Эгейского моря. Тусовки под открытым небом — в виноградниках, на фермах и в промышленных зданиях. Все они — непременно с участием больших имен из Англии и США.

AMNESIA CLUB, Салоники в 1991 году

В середине 90х на местном телевидении показали выступление The Prodigy. Тем временем, в городах проводились клубные вечеринки с эйсид хаусом, трансом и техно. В Греции все неслось, весело и ярко. Как оказалось — это и подвело.

Modal Analysis: “В 90е все были рады потреблять то, что им предоставили. Оглядываясь назад, можно сказать — рейв не был радикальным. Это было спокойное время, а мы не пытались создать что-то свое”.

К началу миллениума гедонистический греческий рейв себя исчерпал, а ничего взамен не было. Никто не думал о независимых лейблах, медиа или клубах. В итоге нулевые стали периодом раскола.

Греческие рейверы в 1995-м

Остров Миконос — концентрированный ужас из позитивного тыц-тыц-хауса, коктейлей и пляжных мачо. На вечеринках диджеи ставили пластинки с приторно-сладким хаусом для туристов. На другой стороне оказался психоделический транс — вечеринки в горах и на островах, с большим количеством европейских нео-хиппи. Но в основном греческие нулевых — это мелодичный мейнстрим — грустные поп-песни о любви. А миссию андеграунда взял на себя эллинский блэк-метал — проекты такие как Rotting Christ и Acherontas, плюс — невообразимо мрачный греческий пост-панк.

Когда в 2007 году ударил финансовый кризис, казалось — для независимой электронной сцены все кончено.

Джордж Маврикос лейбл Nous Disques: “Когда начался кризис, всех парализовало — не осталось воли что-либо делать. Люди просто выживали. Это значит, инвестиции в DIY-культуру упали, а ведь наша музыка была ее частью”.

Саспенса добавляли громилы из коммерческих клубов — их специально посылали на независимые вечеринки, создавать проблемы. А местная мафия требовала свою долю, взамен предлагая защиту “от неприятностей”.

К концу нулевых случился перелом — появились маленькие андеграундные лейблы. Все — музыканты, промоутеры и владельцы лейблов, стремились вытащить сцену из кризиса — это желание подтолкнуло их к объединению. “Вместе мы будем сильнее” — очевидная идея, но требуется время, чтобы ее осознать.

Успешным проектом стал лейбл Modal Analysis — он открылся в 2012 году, а одним из его создателей был известный продюсер ANFS. В Афинах появились андеграундные клубы — Six Dogs, Astron Bar и Temple в здании англиканской церкви Св. Павла. В них уже звучала новая музыка — эллинское техно, феномен которого связан с проектами Sawf, Morah и ANFS.

«Существует определенный греческий техно-саунд. Он характеризуется жесткостью, колючей индустриальной эстетикой и довольно низким темпом.  Жесткость создается не скоростью, но грубой эстетикой с металлическими, искаженными перкуссиями. Эта музыка привлекает любителей непростой электроники, а потому отлично подходит для таких диджеев как Perc и Blawan” — промо вечеринки Klubnacht в Бергхайн.

И тут мы подошли к главному: лейбл Vanila из Афин демонстрирует все лучшее из эллинского техно. Как заявляет импринт, его цель — «изучение взаимосвязей между звуком, богохульством и квир”, а в качестве лого был взят слегка переделанный символ Adidas.

В 2015м фрустрирующая, измотанная кризисом греческая ментальность нашла выход в индустриальном техно. Как в зеркале, в Vanila отразились мечты о предельно свободном техно-коммюнити — анонимном и с опорой на мрачный, сырой звук и провокационный визуальный стиль, в котором соединилась античная культура, фетиш и европейской сплотейшн-кино.

Vanila — лейбл ANFS, где анонимность продюсеров компенсируется звуковыми коллажами искаженных текстур, индустриальными битами, закольцованными, суровыми лупами и клаустрофобией грува.

001 — Sawf

В 2000м Sawf купил синтезатор и драм-машину. Первые эксперименты определили стиль — сырой, грязный и не такой как у других. Лишь в 2011 он выпустил первый релиз — сразу на британском Perc Trax, с которым он работает до сих пор.

На первой пластинке Vanila всего четыре трека. Гуляющий звук и грайм в Boomа, затем — более привыное, скрежещущее, неровное техно в Kofta — это два лучших трека ЕР.

#003 — Vofa

Коллаб Sawf и ANFS — совсем другая история — постапокалиптическая оргия среди фабричных руин и ржавеющих станков. На фоне многослойных индустриальных созвучий — колких, шершавых, глухих и размеренных, рождается биоморф Гигера.

#004 — Sawf

На официальном анонсе в tmblr — мужчина в BDSM-маске и с черным пластиковым фаллосом. Рядом с ним обнаженная женщиня, чьи руки обвязаны цепью. Конверт пластинки вышел скромнее — на нем только маска. Внутри — пульсирующий, неровный бит и размашистое техно для бункера.

Sawf регулярно выступает в Берлине, где в его музыку прокрались жужжащие шумы и скрежет. В какой-то момент шумовые паттерны расширяются до размеров Вселенной, и тут же схлопываются в очередном коллапсе.

В 2016м Sawf открыл собственный лейбл KAFTA, который продолжает многие из идей Vanila.

#005 — Expropriation

Почти неизвестный, но крайне интересный проект записал для Vanila свой первый релиз. Всего два трека, но каких! “Expropriate While You Can” вызывает ассоциации с немецким краутом. Моторик бит тонет в гулком потоке саунда, под вспышками жестяных ло-фай битов. А “Poza Putana” звучит более привычно, размеренно и тревожно. В целом оченнь похоже на кассетный релиз — сырой, искаженный и с фоновым шумом. Настоящая техно-психоделия, которая еще немного и свалится в бэд трип.

#006 — Morah

Morah — эксцентричный продюсер, резидент афинских вечеринок Phormix, с релизами на Return To Disorder и Berceuse Heroique. Медленный, раскачивающийся бит напоминает путешествие во сне. Грув вьет петли поверх многослойных текстур и фоновых, призрачных голосов. За внешней размеренностью — подавленная истерика, урбанистические шумы и жестяные биты из пасти отчаяния.

P.S. Morah дарит сердечко тебе и другим нигилистам