hauff helena

HELENA HAUFF: Электро, обложки и сигареты

Немного хороших новостей — Хелена Гауф записала подкаст для тбилисского клуба Bassiani. В нем — темные оттенки электро, монохром, евм и неоновая синтетика. С первой до последней минуты время летит незаметно — все дело в селекции и темной, физической энергии сетов Гауф.

Самое время вспомнить, что мы знаем о «немке в черном», которая из любви к электро и олдскульным синтам перебросила мостик в полноценный электро ривайл. А еще — как роллить во время сведения и пережить пожар в студии, бросить универ и стать резидентом, обходиться без соцсетей и изменить лицо электронной музыки.

1.
У Хелены Гауф было самое обычное детство

Она родилась и выросла в Гамбурге — крупном портовом городе на севере Германии. Подростком Хелена смотрела немецкое MTV и канал Viva — там крутили музыкальные клипы, а иногда — трансляции с берлинского Love Parade. Еще она собирала коллекцию миксов, которые сама записывала на кассеты, а потом слушала в машине родителей.

«Моя семья не имела ничего общего с музыкой, даже на инструментах никто не играл — в одном из первых интервью DJMag вспоминает Хелена — у меня были самые обычные родители, которые работают на обычной работе с девяти до пяти».

Скорее всего, надевать черное, это осознанное решение: я просто не хочу, чтобы были видны пятна от томатного соуса» — Хелена объясняет, почему носит черное

2.

Ей пришлось сделать выбор между универом и музыкой

В 18 лет Хелена начинает посещать вечеринки. Одна из первых ее тусовок — «что‑то вроде большого фестиваля в ангаре в Гамбурге, куда мы пошли с другом». Он был фотографом и собирался отснять музыкантов на бэкстейдже. «Мне очень понравилась вся та атмосфера, танцующие люди, музыка, все было очень ново и интересно. Я подумала, что хотела бы заниматься чем‑то подобным» — вспоминает Хелена.

С той вечеринки прошло около двух лет. Гауф училась в университете Брауншвейга — вначале на факультете искусств, затем — физики. Там, в учебной студии она записывала свои первые треки, а вскоре купила микшер и деки для винила.

Физика, наверное, худшее, что можно изучать, если тебе нравится много тусоваться»

«Я была слишком увлечена клубами, чтобы воспринимать учебу всерьез» — Гауф бросила универ, решение казалось безумным даже ей самой. Почти год Хелена приходила в себя. «Мне снились жуткие ночные кошмары, когда я ушла: что я делаю, я все потеряла, у меня могло быть образование, я тупая и ленивая, но я счастлива, что бросила, и теперь наслаждаюсь жизнью» — рассказала Гауф британскому Миксмагу. «Делать то, что от тебя ждут — еще не самое важное в жизни».

Хелена выбирает пластинки. Обычно она играет трехчасовые сеты, и для каждого отбирает примерно 50 винилов

3.
Гауф и DJ Stingray вернули электро в праймтайм вечеринок

В 2017-м электро сломало диктатуру прямой бочки. Стиль родился в начале 80х, когда несколько креативных продюсеров столкнули роботизированную эстетику Kraftwerk и брейки старой школы хип-хопа. Электро уже возвращалось — в 90е и нулевые, но его популярность всегда уступала техно. Это была типичная музыка «не для всех» и маркер хорошего вкуса, в тоже время — электро с трудом воспринималось танцполом, а синкопированный ритм усложнял интеграцию в обычные клубные сеты. В 2017-м электро заиграли в праймтайм, а Гауф и DJ Stingrey стали авангардом волны, которая все изменила.

DJ Stingray и Хелена Гауф в этом году устроили ковровую бомбардировку. Они сделали больше, чем кто-либо за последнее время, для мессианского распространения электро» — подвел итоги 2017 года RA

Хелена как никто другой понимает электро — с этой музыкой ее многое связывает. «Когда мне было 15 лет, я пошла в магазин пластинок — раньше я ничего там не покупала, потому что у нашей семьи было не так много денег. Я вошла, и выбрала компакт Radioactive Man — его первый альбом «Uranium». Не знаю, почему я выбрала именно его, но это все еще одна из моих любимых пластинок — настоящий электро-стиль». А в 2013-м Гауф впервые появилась в серии подкаст,

К началу 2017-го сошлись все звезды. Всеобщее увлечение сырым ЕВМ и олдскульным эйсидом — важными для Гауф жанрами, открывало двери электро. Эти стили хорошо сочетались на небольших европейских тусовках. Одну из них — Birds & Other Instruments, Хелена проводила в гамбургском клубе The Golden Pudel. Вокруг накопилось много потенциальной энергии, а DJ Stingrey и Гауф открыли ей выход на большую аудиторию.

Гауф — влиятельная и независимая, вернула электро на обложки журналов

4.
Еще она виртуозно роллит сигаретки даже во время сета

«Это уже почти стало частью моего выступления: люди говорят, что это круто и что я кручу ужасно быстро». Хелена роллит за несколько секунд, и говорит, что все дело в практике. «Я могу сводить, скручивать, коснуться дек, вернуться к сигарете, снова коснуться проигрывателя и только потом закончить крутить».

Я в этом профи. Я лучше скручиваю, чем диджею. Если честно, если бы нарисовалась настоящая работа по скрутке, я бы подняла на этом нехило денег. Я прям очень быстро это делаю. Потому что много дымлю» — рассказала Гауф Миксмагу

Когда Гауф запускала лейбл Return To Disorder, она хотела выпускать винилы и прикладывать пачку сигарет с лого импринта — сигаретные компании отказались, слишком маленький тираж

5.
Golden Pudel — самый главный клуб в ее жизни

Маленький, но очень уютный клуб Golden Pudel расположен рядом с доками, неподалеку от рыбного рынка Гамбурга. Он считался одним из лучших тусовочных мест Европы, пока в феврале 2016 года не случился пожар. Клуб полностью выгорел, но уже в сентябре началась реконструкция. Ее оценили в 850 000 евро. Часть денег — около 300 тысяч, дал город, а остальное собирали пожертвованиями. В 2017-м Пудель частично открылся — работал только первый этаж, а ремонт второго завершился летом прошлого года.

Классический релиз Гауф для лейбла Panzerkreuz вышел в 2014-м. Сырые пульсации без малейших проблесков глянца — ржавые ритмы колотят в резонирующем пространстве.

В этом клубе Гауф нашла идеальное пространство для развития своего стиля, и получила известность в качестве передового селектора, чей музыкальный почерк формировали электро, ЕВМ, техно и кислота с небольшой примесью пост-панка. Она называет его своей «детской площадкой». Здесь она делала собственные вечеринки, и работала в баре. «Получить работу в баре Пуделя было сложнее, чем стать его резидентом» — смеется Гауф.

Ковер бумажного Borshch с Хеленой Гауф, остальное — здесь.

Мне всегда нравилось, когда музыка, особенно техно, звучит немного грязно, грубовато и неотшлифованно» — Гауф в интервью Crack

Оказаться за деками Пуделя Хелене помог случай. Однажды ее друг RVDS — промоутер вечеринок Smallville, попросил его заменить. В ту ночь Хелена сыграла «немного электро и кислоты, несколько детройтских треков, кое что из Theo Parrish и Hieroglyphic Being плюс — Чикаго». Вскоре она получила резидентский слот Пуделя, и оставалась в этом статусе долгие восемь лет. Клуб удержал ее от переезда в Берлин — там были все ее друзья и их вечеринки Smallville, к тому же в Гамбурге отличные магазины винила.

Электро пластинка для Return To Disorder — ее первый релиз на собственном лейбле. Сейчас она звучит особенно тепло и тактильно, а Catso отправляет в Детройт

6.

Студия Хелены сгорела в пожаре вместе с квартирой

«Они закачивали воду прямо в мою квартиру, которая находилась на верхнем этаже — мне кажется, в общей сложности это продолжалось часов семь» — вспоминает Гауф подробности одного из крупнейших пожаров, случившихся в жилом квартале Гамбурга. Ее дом сгорел, квартиру и расположенную в ней студию залили водой, а сама Гауф на некоторое время оказалась бездомной.

Только через два — три дня мне разрешили забрать вещи из квартиры, и мне пришлось выбросить все пластинки, потому что все они были залиты водой. У меня есть фотография с большой грудой испорченных пластинок без конвертов. Просто ужасно!»

Вернувшись домой она приятно удивилась — компьютер и большая часть ее музыкальных машин все еще работали! «Когда начался пожар, я сделала очень странную вещь — включила компьютер. Тогда я подумала: «Вот дерьмо, какие пластинки схватить?» — смеясь вспоминает Хелена. «Но мы все были в шоке, поэтому я ничего с собой не взяла, только надела свои любимые туфли. Электричество отключили. Нам пришлось спускаться по лестнице. Мы даже куртки не взяли — разве это не безумно?»

В коллекции Хелены есть очень редкие пластинки, даже те которые не выходили официально

7.
Ее карьеру подтолкнули релизы

О Хелене Гауф заговорили семь лет назад, когда у резидентки гамбургского клуба вышло сразу две прорывных пластинки. Одна из них — под алиасом Black Sites, записанная в коллабе с F#X — другим резидентом Пуделя, вышла на экспериментальном берлинском лейбле PAN. А другую — под собственным именем Гауф, отпечатал английский лейбл Werk Discs, входивший в семью Ninja Tune — одного из самых влиятельных импринтов в истории британской музыки.


Короткометражка «Qualm» с участием Гауф. Саундтрек напоминает тягучую психоделию, которую она играет в живой группе Children Of Leir

В начале десятых Гауф саппортила выступление Actress — куратора Werk Discs, в Гамбурге. «А через год я получила письмо от менеджера его лейбла, он написал: «Actress нравится твоя музыка — он хочет, чтобы ты диджеила на его вечеринке в Лондоне». Это был мой первый визит в Лондон, клуб Plastic People, легендарный клуб, релиз альбома Actress. Потом он позвал меня играть в Париж, потом куда‑то еще, а после спросил: «Ты занимаешься музыкой?» Я ответила, что да, но сказала, что никогда ничего не выпускала» — рассказала Гауф в интервью Афише. Через год на Werk Discs вышел «Actio Reactio» — ее первый винил.

Для записи треков Гауф использует большой набор винтажного оборудования, включая классические MPC-2000, TR-303 и 808. Ее звук сделан на том же оборудовании, что использовали музыканты из Детройта и Чикаго в конце 80х — начале 90х.

После этих событий ее карьера начала стремительно набирать обороты, а ее график перелетов охватил весь мир. В 2017-м Гауф становится резидентом BBC Radio 1, где в прямом эфире она сводила невероятные миксы. Ее подкасты и выступления на больших фестивалях — одна из главных причин, столкнувших лавину электро.

В 2018-м, уже на самом Ninja Tune, вышел «Qualm» — второй лонгплей Гауф. «С немецкого ‘qualm’ переводится как дым, а с английского — опасение. Что совместно, возможно, и передает то самое спонтанное и эфемерное чувство тревоги, когда человек окутан дымом индастриала» — расставил точки Aughtmag.

8.

Гауф не ведет соцсетей, потому что ей они не нужны

«Я часто слышу: «Ты должна зарегистрироваться в инстаграме. Мы хотим зафолловить тебя, хотим видеть, что ты делаешь». А для того, чтобы его вести, например, у меня даже нет смартфона» — призналась Гауф в интервью Афише. Она считает — соцсети не нужны, пока проект не стал большим. «У тебя и так есть преданные слушатели, которые следуют за тобой и твоей музыкой». Все меняется на большой сцене, но Гауф и здесь живет по своим правилам.

Иллюзия глубокой связи, которую создает сетевое общение — одна из главных опасностей сети — считает Гауф — люди забывают, как создать эту связь вживую. Сама она много общается в оффлайне, любит новые города, знакомится с людьми и открывать новые клубы. Она старается отвечать на все мейлы и получает мощный фидбэк от людей в клубе.

Хотя я лично не пользуюсь соцсетями, но многие люди обо мне пишут. Клубы публикуют мои снимки, поэтому в каком‑то смысле я в них присутствую»