Black Merlin:

Black Merlin: Жизнь в лесу духов

Black Merlin — техно-продюсер, разговаривающий с миром на собственном языке. Он путешествует по экзотическим уголкам Земли с микрофоном в руках. Индонезия или Папуа-Новая Гвинея — из каждой экспедиции он привозит альбом.

В этих пластинках — мистический танец огня. Джунгли, тропические ливни, птицы, древние инструменты, голоса и ритуалы сливаются с техно и краутом. Его этно-электронный лонгплей «Kosua» — в лучших альбомах прошедшего года, а среди релизов найдется техно, индастриал, евм и даже нью бит. В декабре Black Merlin вернулся на Berceuse Heroique с темной, леденящей техно-психоделией на ЕР «Void».

дпвлк, забыв о зиме, отправляется в джунгли по следам Черного Мерлина.

Black Merlin

Его настоящее имя Джордж Томпсон, он родом из Северной Англии. Первый проект — дуэт Spectral Empire, в конце нулевых он выпускал космическое диско и нью-вейв. Как рассказывает музыкант, в 2012 году он встретился с боссами лейбла Bird Scarer Records. Они оказались в его студии по объявлению о продаже синтезатора. Разговор о музыке закончился приглашением на лейбл, где под именем Black Merlin вышел первый сольный релиз. Томпсон записывает несколько пластинок, пробуя себя в разных стилях от хауса до EBM. Кажется, все идет к тому, что он станет еще одним европейским проектом, блуждающим в лабиринтах клубных стилей. К счастью, вмешался случай.

В 2014 году музыкант возвращается в Spectral Empire, записывая сингл Goloka Dhama. Всего два трека, но каждый — глубокий, гипнотизирующий лефтфилд с мистикой и племенными ритмами. На обложке, на фоне лиловых гор, чернокожий кочевник. Музыкант еще не знал, что у этого эксперимента будет неожиданное продолжение.

Hipnotik Tradisi

Толчок дал Дэн Митчелл, арт-директор известного лондонского магазина дизайнерской одежды LN-CC, с которым Black Merlin работал над ранним синглом Trans-80. Он переезжает на Бали: «Простой образ жизни: солнце, океан, серфинг, простая жизнь на рисовом поле — это то, какой должна быть моя жизнь в данный момент». Митчелл вдохновляется музыкальной культурой Индонезии, его мечта — объединить традиционную индонезийскую музыку и современную электронику. На Бали он открывает импринт Island Of The Gods, на котором планирует серию пластинок. Звуки гамелана, гонгов, песнопений, джунглей и вулканов переработанные в европейской студии должны отразить впечатления музыкантов от острова. Записать первый релиз он приглашает Томпсона.

«Гонг — это психоакустический портал в состояние осознанности. Я рекомендую погружаться в звучание гонгов, настроенных на частоты планет» — Дэн Митчелл, создатель Island Of The Gods.

Целый месяц, с рекордером в руках, Black Merlin путешествует по джунглям и островам. Пишет уличные звуки и ритуалы в храмах. «Я не мог спать из-за смены часовых поясов. На Бали я вставал около 4 или 5 часов утра. Выходил на улицу и расставлял микрофоны, записывая пробуждение острова — проносящиеся мимо мотоциклы, пение птиц, уличные разговоры и даже фермеров в отдаленных от города полях».

В поисках саунда, Томпсон знакомится с местными музыкантами. Среди них — Кетут. Древний старик — ему уже за 70, и он всю жизнь посвятил гамелану. Это целый оркестр, в котором около 20 инструментов — ксилофонов, гамбангов, гонгов, экзотических струнных и флейт. Звук гамелана вводит в транс гипнотическими ритмами и волшебными переливами звука. На первый взгляд — хаос, на второй — сложная, удивительная для европейцы гармония. Как скажет Black Merlin: «Гамелан — звук и душа экзотической музыки Индонезии».

Другим ярким впечатлением стал кечак — древний огненный танец индонезийских островов. Его называют «Обезьянья песнь Рамаяны», он изображает сражение принца Рамы, одной из аватар Вишну, и злого демона Раваны. Чтобы записать эти звуки Томпсон отправляется в старинный храм Улувату.

Трек «Fire Dance» делится атмосферой. Солнце истлело за горизонтом, наступила ночь и люди в костюмах богов, демонов и обезьян танцуют посреди жарких языков пламени. Перкуссии отбивают ритм, фоном — живая толпа, возгласы и случайные шумы. В «Reef Play» наиболее танцевальном треке будущего альбома Black Merlin работает только с естественными звуками. Трудно поверить, это — записи океана, неподалеку от островов Гили. Плюс — хаотичное пение лягушек в ночных рисовых полях. Голоса детей играющих на плоту, над коралловом рифом.

Вернувшись в Лондон, Томпсон запирается в студии. Даже с его опытом, было сложно объединить разнородные элементы: «Мне пришлось переосмыслить свой подход к написанию треков. Найти новые идеи, чтобы включить полевые записи в мой собственный стиль продюсирования». Отправившись в тропический вояж, Black Merlin находит целый мир — этника, природа, электроника и психоделия.

Альбом «Hipnotik Tradisi» смели с полок за 48 часов.

Возвращение в клубы

Вернувшись с Бали, Томпсон планирует следующую экспедицию, на этот раз — в одиночку. Индонезия слишком туристическая, слишком доступная, а нужно иное. Поэтому следующее путешествие на архипелаг Папуа — Новая Гвинея. Это настоящие дикие земли.

В перерыве между трипами Black Merlin возвращается в клубную музыку. Он пишет сумрачный «Control» для Boysnoize Records — жесткий, адреналиновый берлинский ЕВМ такой, как любят на aufnahme + wiedergabe. Впрочем, один из треков — индустриальный “Blindfold” с эзотерической атмосферой и глухими ударными звучит воспоминанием о приключения в Индонезии. Страшные крики и нагнетающий саспенса бит как древний ритуал экзорцизма. Это одна самых пугающих работ в дискографии музыканта.

Чуть раньше Томпсон заглядывает на лейбл Jealous God с кинематографичным ЕР «Issue N. Fourteen». Трек «Tanksport» — детская считалочка из хоррора 80х. Она плывет над криповыми битами и клаустрофобией дроуна. Иначе звучал «Proto World», который вышел на Berceuse Heroique. Музыкант вновь погружается в племенную экзотику, в мерный перестук растянутых на 9 минут архаичных перкуссий. В «Spirit House» возвращается гамелан. Он совсем другой и лишен теплоты — мерцающие звуки бегут по кругу в холодном сумраке.

В 2017 году Black Merlin играет в Рабице на вечеринке Ритм. «Не будем гадать, какой материал Black Merlin привезет в Рабицу, где он выступит в качестве диджея, одно можно сказать точно — это будет очень эстетская дискотека» — обещает промо. Еще никто не знает, что музыкант готовит новый проект, записанный во время поездки в дикое племя Косуа.

Kosua

«Папуа-Новая Гвинея — самая сложная вещь, что я сделал в своей жизни. Это абсолютно непохоже, на все, что я делал прежде. Местные жители зовут ее «Страной неожиданностей», это действительно так. Чувство полной изоляции, мысли о том, как далеко я забрался от дома, научили меня тому, что действительно важно в жизни. Это место, эта поездка, все это имеет огромное значение для меня» — вспоминает музыкант.

Новая экспедиция забрасывает Томпсона в затерянный мир. В центральных областях Новой Гвинеи и сегодня живут племена каменного века. Они помнят магические имена деревьев, в чьих ветвях аборигены оставляют своих мертвых. Племя Косуа, где жил музыкант, считается цивилизованным, но только по местным меркам. По сравнению с Бали — это путешествие на машине времени.

Единственный способ добраться сюда — по воздуху, на хрупком, одномоторном самолете. Одинокая взлетная полоса посреди джунглей. Деревня с домами из листьев, охотники красящие лица цветными красками. Два года жизни, с небольшими перерывами на цивилизацию, Black Merlin посвящает народу Косуа. Он записывает танцы, мифы о сотворении мира, рассказанные у костра, ритуалы охоты и старинные ба­ра­баны кун­ду в фор­ме пе­соч­ных ча­сов. Он пишет природу. Шум ветра, тающий среди деревьев. Крики диковинных птиц и стрекот насекомых у подножья дикого леса.

Важный опыт и его персональная инициация воина — восхождение на потухший вулкан Босави. Последний раз он извергался 200 000 лет назад, в эпоху пещерных львов и неандертальцев. Четверо суток Томпсон, с рюкзаком набитым оборудованием, поднимается сквозь джунгли. Он проводит 14 дней в тропических лесах, записывая звуки девственной природы. Его единственный спутник — проводник из племени.

Итог поездки — лонгплей Kosua. Из всей дискографии Black Merlin, в нем меньше всего электроники. Лишь «Cloud» и «Talisu» напоминают клубную музыку. Вместо нее — ночные звуки и старые сказки, родившиеся тысячи лет назад. Пение птиц и струящийся эмбиент в «Self Heat». Гулкий, тревожный дроун «Standing At The Summit Of Bosavi» и пробуждение джунглей в «First Light».

Пластинка спровоцировала волну восторженных отзывов в музыкальных медиа. Томсона сравнили с пионером эмбиента Стивом Роучем и Аланом Бишопом, из влиятельного этно-лейбла Sublime Frequencies, странствующего по миру в поисках записей из экзотических стран. Наконец, трек с альбома прозвучал на нью-йоркском показе Карла Лагерфелда. Под музыку Мерлина модели на подиуме демонстрировали одну из коллекций дизайнера.

Void

Несмотря на грандиозный успех альбомов, Томпсон не забыл о техно. Его работы для Berceuse Heroique — возможно самые мрачные и таинственные записи, вышедшие на этом лейбле.

Например, последняя пластинка «Void» — интровертное, минималистичное, зимнее техно. Индустриальные коллажи, вязкие аналоговые джемы в «R24» и «Mechanic» соседствуют с монохромом «Machine». Монотонная пульсация трека, раз за разом повторяющим слово «машина» — жутковатый контраст с живыми работами музыканта. Титульный «Void» — это действительно пустота. Вакуум где блуждают призраки звуков. RA назвали релиз «одной из самых мощных работ продюсера на сегодняшний день». Интровертная техно-алхимия Black Merlin гипнотизирует космическим холодом. Все в ожидании — куда еще занесут музыканта поиски необычного звука.